Деньги для бизнеса

16 мая 2017, 11:00

Открываем бизнес в кризис

Татьяна Шараева - управляющий партнер бизнес-пространства MEETING POINT
Кризис - это подходящее время для перемен, для новых идей и возможностей. И если не бояться рисковать, то можно выиграть по крупному. Как не бояться рискнуть всем и создать успешный бренд?


Открыть чат
comments powered by HyperComments



Олег Иванов: Добрый день, друзья! Добро пожаловать на канал «MEDIAMETRICS», программа «Деньги для бизнеса». С вами как всегда Олег Иванов, основатель площадки «Инвест-базар». Площадки, которая помогает с одной стороны предпринимателям, а с другой стороны инвесторам, найти друг друга и развивать различные предпринимательские проекты у нас в России.

 Как всегда у нас в студии гость. И сегодня очень интересный гость. Я хотел бы поприветствовать Татьяну Шараеву – управляющий партнёр, если я правильно называю, да, бизнес-пространства MEETING POINT.  Татьяна, спасибо огромное за время.

 

 Татьяна Шараева: Пожалуйста.

 

Олег Иванов: Очень много раз пытались пересечься. Слава богу, сегодня, собственно, сложилось у нас. Мы друг с другом уже знакомы как минимум заочно. Потому что «Инвест-базар» мы проводим у вас уже не первый год, это как минимум. За это вам огромное отдельное спасибо, за вот эту атмосферу, которую вы создаёте, за уникальную вот эту локацию, где вы находитесь.

 И вот первое, что я хотел, наверное, знаете? Немножко уйти и нырнуть сразу в бизнес часть. Вопрос, какой задать? Недвижимость в период экономического спада? Вообще, как вы дошли до такого решения пойти непосредственно в это направление? Не сложно ли там сейчас?

Татьяна Шараева: Нет, ну, сложно. Бизнес – это всегда сложно. Давайте быть объективными и говорить об этом с открытыми глазами. Бизнес – это сложно всегда. Особенно, если ты его делаешь сам. И, если мы говорим о моём бизнесе и обо мне конкретно, то, конечно же, я принимала решение отнюдь не в период такого жестокого кризиса. То есть решение мною было принято в марте 2014 года, когда я уже окончательно решила, что – всё, я понимаю, я буду делать. И это был такой хороший год. 2014 год – это был год больших надежд, это был год экономической активности. Доллар был 30. Прекрасно всё было. И, соответственно, буквально в марте-апреле как раз я подписала контракт с деловым центром «Москва» и взяла в бетоне площади, которые потом собиралась делать. Мы там сделали проект, строились, там всё было хорошо и замечательно. Открылись мы 9 декабря 2014 года.

 

Олег Иванов: То есть, когда уже всё случилось?

Татьяна Шараева: Нет. Всё случилось 14 декабря 2014 года. Вот это был наш «чёрный» вторник. Доллар бы 100 в этот день. Ощущения у меня совершенно были, конечно, внутреннее ощущение было абсолютно непередаваемого ужаса.

 

Олег Иванов: Ну, да. Это сложно представить себе. Причём, практически в период открытия, да?

Татьяна Шараева: Да, 5 дней прошло.

 

Олег Иванов: Пять дней, неделя.

Татьяна Шараева: Мы так хорошо отгуляли 9-го числа, всех пригласили. Было совершенно замечательно, было много гостей и так далее. Мы с оптимизмом смотрели в будущее. Прайс-лист у нас был в долларах. Всё было вообще изумительно, просто всё было прекрасно.

 Всё рухнуло через 5 дней. Мне позвонили как раз мои партнёры, и сказали: «Ну, что, зафиксируем убытки и закроемся?». Что я пережила, в общем, не передать словами. Учитывая, что для меня это было такое, в общем, детище. Для меня это вообще первый бизнес был в сознательном возрасте, предпринимательский. Прыгнула, в общем, в это море. Но здесь уже я так, в общем, как…

 

Олег Иванов: Закусив удила?

Татьяна Шараева: …закусив удила, да, как маркетолог профессиональный, я сказала – нет, мы вытащим. Мы вытащим и сделаем. В общем, я считаю, что это было абсолютно правильно решение. Потому что мы не только вытащили, мы стали успешными.

 

Олег Иванов: И это правда.

Татьяна Шараева: Да. Мы расширяемся сейчас. Поэтому, скажу, что было прям очень не легко. То есть, 2015 год для меня, это такой, знаете?

 

Олег Иванов: А что вот помогло? Ну, знаете, ведь часто за такими вопросами часто витает такое ожидание какого-то секретного порошка или секретного решения, которое вы - раз, собственно, вы его сделали и всё перевернулось. Но часто – то, что я по крайней мере замечаю вот в беседах с такими удивительными людьми, как вы, например, - это как правило, всё-таки некоторые внутренние выборы человека, вот самого предпринимателя, который почему-то принимает решения, что «вот хрен вам – я не сдамся». Примерно, что-то в таком варианте.

Татьяна Шараева: Да, да, да. Совершенно верно.

 

Олег Иванов: Вот в вашем случае, что это было? Какое-то решение внешнее или внутреннее? Или какие-то события ещё?

Татьяна Шараева: Ну, вы знаете, я на самом деле такой всё-таки практик. И, как я уже сказала, я не только маркетолог, аналитик, экономист со своими всеми тремя образованиями. Дело в том, что когда я открывала бизнес, вообще, когда я его придумывала, под этим стояла очень серьёзная аналитическая основа.

 

Олег Иванов: Вы же из банковской отрасли, правильно ведь?

Татьяна Шараева: Да, я работала, в общем, в банках. Я 8 лет была одним из управляющих директоров банка «Москвы». Поэтому у меня такой «фидбэк» неплохой банковский за плечами.

 

Олег Иванов: Ну, было бы странно, если бы вы без цифр в это ринулись, конечно.

Татьяна Шараева: Да.

 После этого я работала в группе компаний «ВТБ». И, конечно же, я чётко понимала, что тот бизнес, который я делаю – раз уже мы говорим о бизнесе, я просто скажу, что это? Это деловая площадка MEETING POINT, по-английски называется «executive office space». К огромному сожалению, как ни пытались найти аналог, перевод на русский язык не смогли сделать. Все очень хорошо знают, что такое «коворкинг», но практически никто не знает, что такое «executive office space».

 

 

 

Олег Иванов: «Коворкинг» - это же для такого масс-сегмента, скорее, наверное?

Татьяна Шараева: «Коворкинг», по сути, говоря - это фиксированное или не фиксированное рабочее место в аренду – в краткосрочную или долгосрочную. Слово «ко», оно означает, что есть какая-то некая…

 

Олег Иванов: Пространство, которое делится с кем-то, получается?

Татьяна Шараева: Пространство, которое делится с кем-то. И очень часто это бывает признаку специализации. То есть, первые практические «коворкинги» были по арт-дизайну, IT и так далее. Сейчас это в принципе не актуально практически нигде. То есть, это могут быть люди абсолютно разных специальностей – здесь может сидеть фрилансер, тут дизайнер, тут айтишник, какой-то цветовод, который ландшафтный дизайн делает. Это «коворкинг».

 «Executive office space», уже само первое слово «executive» - это «топ-менеджер», переведём на русский язык. Менеджер высокого звена, владелец бизнеса и так далее. И «office space» - то есть, офисное пространство для топ-менеджеров и владельцев бизнеса. То есть, у нас все офисные форматы в одном флаконе есть на площадке. Это мини-офисы с облуживанием – об этом поговорим чуть позже, что такое офис с обслуживанием. Это называется «executive office suites», по-английски. Значит, это деловая гостиная, это «коворкинг» - он у нас тоже есть, он входит в состав, - это переговорные комнаты, залы и конференц-зал. Плюс кейтеринговые комнаты. То есть, практически всё, что может понадобиться бизнесу в одном месте. Вот надо провести «Инвест-базар», вы пришли и провели.

 То есть, для чего? Это может быть и конференц-зал, и просто переговорная. Вам нужно приехать на переговоры – вы приехали на переговоры. Вы хотите просто с кем-то встретиться, как в холе отеля – вы приехали в деловую гостиную. У нас есть там очень удачные такие диваны с большими баранками, очень красивые, с шумо поглощающим покрытием. Вот, пожалуйста, туда, с чашкой кофе. Вы можете там вроде бы формально, полу формально, неформально – но уже это всё-таки не в холе отеля, где 50 пар ушей вокруг слышат, что вы там собираетесь делать.

 Поэтому, когда я делала свой бизнес, я очень чётко понимала, что «executive office space» такого именно формата в Москве нет. Я поехала и всё посмотрела вживую и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Барселоне. Я вот до Сингапура не долетела, но смотрела сайты. Я чётко понимала совершенно, у меня было ещё внутреннее какое-то чутьё, интуиция, что пойдёт совершенно точно. Причём именно в таком премиальном формате. Потому что, допустим, возьмём формат переговорных комнат. Мы все хотим пустить пыль в глаза. Когда мы там девушку приглашаем в ресторан, мы же всё-таки в Макдоналдс, как правило, её не ведём. А стараемся деньжат подкопить, и по приличнее место какое-то выбрать. Когда вы приглашаете партнёров в ресторан – то же самое. То есть, вы стараетесь не в такой масс-сегмент пригласить, а всё-таки в какой-то хороший ресторан. То есть, мы все стараемся показать себя в чужих глазах лучше, чем мы есть на самом деле, выше статусом, чем мы есть на самом деле.

 

Олег Иванов: Это некий такой элемент уважения, да, наверное, проявляешь?

Татьяна Шараева: Или элемент уважения, да. Чтобы это было удобно, комфортно, и на очень высоком уровне. Поэтому, когда речь идёт о переговорных комнатах, у меня может быть офис класса «B», «С», внутри третьего транспортного, во МКАДе, за МКАДом, где угодно. Но, когда я приглашаю партнёра на переговоры, то мне нужно статусное пространство. Соответственно, и переговорная комната.

 

Олег Иванов: Плюс, мне ещё очень понравилось где-то до эфира в какой-то из дней нашего общения вы сказали очень интересную такую модель, о чём я, например, даже не задумывался. То есть, когда ты понимаешь, что ты едешь на важные переговоры к кому-то, получается, что вроде бы ты в слабой позиции. Если он к тебе едет – здесь то же самое. Получается, нужна нейтральная территория.

Татьяна Шараева: Получается, если я еду к тебе, то вроде как я проситель. А если ты едешь ко мне, ты вроде как проситель.

 

Олег Иванов: А здесь, когда нейтральная территория, получается, она уравнивает позиции.

Татьяна Шараева: Конечно. Именно поэтому мы стараемся встречаться в холе отеля, в ресторане, ещё где-то. То есть это своего рода нейтральная площадка. Поэтому переговорные комнаты в аренду – они как раз вот такая нейтральная площадка. Это, чтобы совсем не говорить всю передачу о MEETING POINT. Конечно, я могу это делать бесконечно.

 

Олег Иванов: Это очень интересно, вот как формат. В как думаете, по стране, по крайней мере, в разных городах, такие форматы могут быть востребованы? Или это всё-таки удел столицы?

Татьяна Шараева: Я думаю, что – да. Мы получали уже запросы на франшизу из разных городов. Это была и Самара, и Екатеринбург, и, собственно говоря, Владивосток – такие крупные города миллионники, где есть уже хорошие бизнес центры класса «А». Пока просто, к сожалению, мы не были готовы. То есть, мы только открылись. И нам нужно было зарегистрировать торговый знак, и подготовить пакет документов, и так далее. Сейчас в принципе, собственно говоря, мы готовы. Тоже есть у нас мысли выставлять свою франшизу. Единственное, что меня очень смущает – это контроль уровня сервиса. Потому что наше большое такое преимущество очень серьёзное – это, конечно, сервис. Мы очень огромное внимание именно этому вопросу. А вот это контролировать сложнее всего. То есть, как приготовить там какой-нибудь хот-дог или ещё что-то – более или минее какая-то технология отработана. А как заставить человека улыбнуться, довести его до переговорной комнаты, открыть перед ним дверь.

 

Олег Иванов: Это такие, незаметные вещи, получается?

Татьяна Шараева: Да. Вот эти незаметные вещи, собственно говоря, они как раз влияют.

 

Олег Иванов: Татьяна, если всё-таки такой небольшой акцентик сделать на вашу франшизу. Если вдруг кто-то из наших слушателей сейчас в этом заинтересован, где вас найти?

Татьяна Шараева: Найти меня практически всегда можно на площадке. Сайт вы можете просто набрать в интернете «MEETING POINT Охотный ряд», попадаете сразу на наш сайт. Там есть чудесная почта – welcome@pointtomeet.ru. Эта почта приходит ко мне. Можете просто написать «для Татьяны». И, соответственно, это всё получаю я, как директор. Можно написать – у нас есть такой формат на сайте, как письмо директору. Тоже попадает мне. То есть мы сначала завели «письмо директору» с точки зрения того, что думали, может быть, кто-то жаловаться будет. Но у нас в основном радостные предложения такие всякие интересные приходят. Поэтому, пожалуйста, пишите.

 

Олег Иванов: Так что, друзья, «MEETING POINT Охотный ряд» в любом поисковике ищите. Ищите контакты, обращайтесь к Татьяне. Возможно, действительно, это будет некое такое партнёрство, расширение ассоциации.

Татьяна Шараева: Мы только «за».

 

Олег Иванов: Хорошо. Татьяна, если двигаться в сторону, наверное, той области, в которой вы сейчас – не то, чтобы вынужденно, - но, по сути, вы очень часто соприкасаетесь с огромным количеством и предпринимателей, и инвесторов. Ну, как минимум, если смотреть с нашей стороны. Люди, которые приходят к вам по разным своим бизнес задачам. Что вы видите, как некие тренды, может быть, в предпринимательстве какой-то рост, более бурная активность? Или наоборот, все ноют ходят, плачутся, что всё плохо?

Татьяна Шараева: Вы знаете, есть два таких тренда. Ну, во-первых, те, у кого бизнес, плачутся всем. Мне кажется, вот это тренд. Это национальное. - Ой, всё плохо, всё плохо. Но, тем не менее, все работают.

 Ещё раз хочу сказать, особенно тем, кто собирается делать бизнес: бизнес – это намного тяжелее, чем ходить на работу. Вы находитесь в очень такой жёсткой ответственности перед собой, перед своей семьёй. Не нужно забывать, что бизнес не будет вас кормить с первого дня, вы тоже должны быть к этому готовы. Ну, и вообще, вы будете жить круглосуточно этим. Вы будете с этим засыпать, вы будете с этим просыпаться, вы будете на связи. Вы будете переживать – вот женщины меня поймут – как за ребёнком. Там «ой, ушко, ой, горлышко, ой, ЕГЭ в школе». Вот это на самом деле такая же песня. Бизнес – это твой ребёнок. И ты будешь заботиться обо всем.

 

Олег Иванов: И без тебя он совсем никак. Это правда. Особенно, в самом начале.

Татьяна Шараева: Я хочу сказать, что, конечно, когда, допустим, я прихожу на площадку, я смотрю всё: как убрались, я, извините, туалет хожу проверяю. А почему нет? Я смотрю, зеркало ли хорошо там протёрто, всё ли у нас там в порядке, комплект всего ли лежит. Что у нас на ресепшине.

 

Олег Иванов: Вообще возможно ко всему этому так трепетно относиться, если это вообще – ну, на самом деле дурацкий вопрос. То есть, без любви же не возможно так относиться к бизнесу. Поэтому как критически важно выбирать то направление, которое будет зажигать.

Татьяна Шараева: Точно совершенно.

 И вот возвращаясь ко второму тренду. Первый тренд – все ноют, но все работают. И второй тренд: у меня есть ощущение такое, сложилось по крайней мере из общения, что:

 - люди стали хотеть открывать малый бизнес,

 - сильные мира сего, то есть и наши власти, в том числе московские, вы знаете, как-то стали разворачиваться лицом к бизнесу.

 

Олег Иванов: Ну, да. Если посмотреть большое количество ресурсов, которые как минимум выделяются и предоставляются предпринимателю. Если говорить про свой этап – у нас, наверное, немножко в чём-то схожие пути, потому что я тоже поработал в найме, и вроде бы с достаточно существенной позиции решил нырнуть. И это был как раз примерно конец 2008 – начало 2009 года. Если просто сравнить хотя бы вот то информационное поле мне, как начинающему предпринимателю тогда и сейчас в 2017 году – это просто небо и земля. Тогда, даже непонятно, куда ходить, какую информацию получать, чего регистрировать или не регистрировать, налоги, бухгалтерия какая-то, инвестиции те же самые. То есть, это же вообще кошмар какой-то был.

Татьяна Шараева: Сейчас я хочу сказать, что вот главное – только не лениться. В Москве, знаете, как говорят приезжие? В Москве деньги валяются на тротуаре, нужно просто нагнуться и их поднять. Вот на самом деле, если не лениться, если ты просто хочешь открыть бизнес, и ты не будешь лениться, сейчас можно сделать всё. Пожалуйста. Огромное количество вспомогательных ресурсов, начиная от бизнес плана. Раньше для меня это было не то, чтобы головоломка, для меня конкретно нет. Я понимала, как это делать, я знала подводные камни, и я могла сделать.

 

Олег Иванов: Вы, как банкир, знаете, что для большинства малого бизнеса – это какая-то виртуальная, даже ненужная, что ли, штука.

Татьяна Шараева: В частности, все знают такую программу, как «1С», бухгалтерская. У них есть новое подразделение, направление – как угодно – ответвление «1С Старт». Уже извините, прорекламирую в вашей передаче. Просто сама недавно с этим столкнулась, очень интересно. Просто «1С» это тоже мой клиент. И я просто заходила посмотреть профессионально. Слушайте, ну это просто потрясающе. То есть, начиная от того, что вам зарегистрируют предприятие, начиная от 9 тысяч рублей. Пожалуйста, ничего не надо. За вас всё сделают. Вы можете выбрать из готовых бизнес планов. Но эти бизнес планы проверены компанией «1С».

 Допустим, салон красоты. Возьму то, что хотят все женщины, наверное, на свете. Салон красоты небольшой, до 100 квадратных метров. Представляете себе, как выверен этот бизнес план? Если компанией «1С» пользуются практически все. Они его уже докрутили, перекрутили, просмотрели, отсеяли, через сито просеяли. Я просто к тому, что, пожалуйста,

там есть, по-моему, не знаю, сколько там 5-7-10 готовых бизнес планов, проверенных специалистами компании, бухгалтерами. Там ничего не упущено практически.

 

Олег Иванов: Там с цифрами, получается?

Татьяна Шараева: Пожалуйста, с цифрами. Бери бизнес план – и вперёд, работай. Тебе зарегистрируют предприятие, у тебя есть готовый бизнес план. Что делать дальше? Например, под салон красоты мне нужно снять помещение какое-то. Заходим в бизнес навигатор московского правительства, малый бизнес Москвы, и смотрим. Как правило, все хотят по ближе, где живут. Возьмём район, я не знаю, - вы в каком районе живёте?

 

Олег Иванов: Я вообще – за МКАДом.

Татьяна Шараева: За МКАДом? Хорошо, возьмём ЦО, центральный округ, например, Тверская. Живу на Тверской, и хочу на Тверской. Что покажет вам бизнес навигатор? Он покажет вам, сколько салонов красоты, на какое количество населения. То есть, плотность бизнеса вы сразу увидите. Он покажет вам свободные помещения под ваш бизнес, которые есть. Вот вам, пожалуйста. Вы можете для себя принять решение, готовы ли вы в такой высоко конкурентной среде открываться или нет. Если готовы, вот вам помещения. Дальше – открылись. Поработали – ой, нет, что-то я как-то не могу. Буду продаваться. Так вот ещё «фишка» в том – через бизнес навигатор вы можете выставить бизнес на продажу сразу. То есть, есть возможность сразу купить готовый бизнес.

 Вот мы с вами говорим о том, что сейчас, если не лениться, можно сделать всё. И, действительно, когда люди ноют и говорят, вот, там для нас правительство ничего не делает, там налоги зажимает. Да, никто не обещал, что будет легко. Это первое. Второе – все должны понимать, что страна проходит не самый лёгкий отрезок своего пути. Да, скорее всего, налоги будут повышаться по объективным совершенно причинам. Мы все с вами россияне, мы патриоты, мы понимаем, что это будет. Откуда ещё брать деньги? Извините, цены на нефть снижаются. Значит – да, будут повышаться налоги. Давайте к этому относиться просто разумно.

Но при всём при этом, государство для вас, собственно, много делает. Пожалуйста. Вам создаются ресурсы, платформы и так далее. Ищите, работайте, будьте самозанятыми. На самом деле, отвечать за себя. Вот вы же создаёте семью, вы за неё отвечаете. Вы создаёте свой бизнес, вы тоже за него отвечаете. Не люблю это слово, мы с вами его обсуждали до передачи – «самозанятый». Будьте самозаняты. Это на самом деле не так плохо. И это интересная перспектива.

 

Олег Иванов: Вы знаете, мне вот тоже, общаясь с большим количеством предпринимателей, слышишь следующую штуку. То, что внешне, если смотреть на позицию любого предпринимателя, это, конечно, выглядит, как очень неустойчивая конструкция. Потому что там риски, рынок, конкуренты, административные органы и так далее. Но в долгосрочной перспективе ты начинаешь понимать, что это всё-таки финансово это другая позиция, как правило, значительно с другими цифрами при том уровне знаний и компетенции, которые ты имеешь. Это первый момент. Второй момент – это всё-таки более устойчивая конструкция. Почему? Потому что даже работая в найме, никто тебе стабильности на всю жизнь не гарантирует. Потому что компании покупаются и продаются.

Татьяна Шараева: Завтра будет сокращение. Тебе скажут «извините, вот вам 4 оклада». И до свидания.

 

Олег Иванов: И, дай бог, если дадут.  Потом, опять же, топы меняются, владельцы меняются в компании.

Татьяна Шараева: Пришёл другой начальник, например. Я не сработался, я завтра ухожу.

 

Олег Иванов: Это же классическая ситуация. Поэтому получается, что здесь в данном случае – да, окей, уровень ответственности критический, более крупный получается. Но ты сам выбираешь. Ты всё равно, уж как минимум минимальный порог прожиточный, что ли для себя и для семьи ты можешь в более далекой перспективе всё-таки себе выстраивать. И особенно, если ты смотришь на каких-нибудь студентов, которые только делают первые шаги и принимают решение, собственно, куда идти, где нарабатывать свой какой-то опыт, то, конечно, я честно говоря, на знаю даже, что надо сделать, чтобы просто не начать зарабатывать в формате самозанятости хотя бы тысяч 50-100. Даже по России, находясь удалённо, в онлайне.

Татьяна Шараева: Вы знаете, меня поразила цифра одна недавно. Я ехала в машине, слушала радио – не буду врать, даже не помню, какой канал – и были озвучены ожидания выпускников наших ВУЗов по заработной плате. Вот они почему-то все ожидают зарплату не меньше – не то, что ожидают, а считают, что хорошей зарплатой, достойной их – была бы зарплата где-то порядка 80 тысяч в месяц. Но при этом все как-то забывают о том, что у нас огромное количество выпускается, извините, офисного планктона. То есть, огромное количество вот этих молодых людей, на самом деле они рынку не нужны. Вот просто не нужны.

 

Олег Иванов: Так и есть.

Татьяна Шараева: В итоге, они пойдут куда-то потом. Вот они отучились 5 лет, потом они идут, приведу пример, на ресепш куда-нибудь, секретарём. Зачем? Вот у меня всегда вопрос, зачем? И на 20 тысяч рублей. Но если ты хочешь 80 – иди и заработай. Хорошо, у тебя нет стартового капитала. Мы сейчас об этом поговорим, про инвестиции и так далее. Но, ещё раз говорю, если потрудиться, включить голову – ты же учился в институте 5 лет? Ну, не дибил, извините меня, получал образование. Хорошо, ты считаешь себя человеком с высшим образованием, значит, найди какие-то небольшие инвестиции. И зарабатывай. Кто-то даже кредиты берёт, не боится этого делать на самом деле.

 

Олег Иванов: Я вам кейс один, тоже очень интересный, расскажу. Вот ни разу как-то не рассказывал. Сейчас просто такой вот разговор зашёл в сторону, и всплыло, что называется. Как-то раз меня попросили провести небольшую программу для группы студентов в Российской академии народного хозяйства. По-моему, это был какой-то модуль о предпринимательстве, и, по-моему, он даже завершался уже. Значит, первое для меня откровение было, когда я пришел, увидел то, что в процессе этого обучения ребята просто, грубо говоря, слушают какие-то лекции, и до сих пор не попробовали никакого бизнеса. То есть, как ты можешь учиться предпринимательству, если ты ничего не делаешь? То есть, ты просто слушаешь. Для меня это сразу диссонанс. Это первый момент.

Татьяна Шараева: Без практики, как врач. Что-то учился, но при этом в анатомичке не был.

 

Олег Иванов: Боксер-теоретик, мы так называем. Я по книжкам всё знаю, но на ринг не пойду.

 Второй вариант, значит, тоже который меня просто в ступор ввёл, это когда я как-то начал их прощупывать на тему конкретных денег. И, действительно, у нас как раз разговор зашёл на тему того, что вот вам конкретно сколько нужно денег, чтобы вообще перестать думать о том, что вы живёте за счет родителей, сами переехали в какую-нибудь квартиру и так далее? Примерно цифра 70-80 тысяч как раз и появилась. И, собственно, мы начали говорить. Хорошо, давайте так: мы сейчас час тратим на то, чтобы вы математически посчитали, что вы с завтрашнего дня можете делать для того, чтобы прийти к этой сумме максимально быстро? И сначала у всех, естественно, сначала хихоньки-хахоньки, потом они все загрустили. В финале, там даже часа не потребовалось, все посчитали. Знаете, появились такие вещи из серии: писать дипломные работы для кого-нибудь, или оформлять презентации. То есть вещи, которые я вот сейчас могу начать среди своих друзей и предлагать. И было видно по как минимум хотя бы трети, что включился мозг. Стало видно, что у них глаза как будто внутрь ушли, они загорелись, увидели вот эту возможность. И меня удивляет то, что всё-таки получается вот так мало видимо каких-то образовательных программ, которые всё-таки переключают людей на вот это осознание. То, что есть вот эта теоретическая штука, которая – да, я попробую, но она вроде как не для меня. И почему вот этого приземления так мало? Вот странно получается.

Татьяна Шараева: Вы знаете, как раз я хотела поднять тему образования. Потому что, к огромному сожалению, когда ты хочешь начинать какой-то бизнес, тебе надо вообще забыть о том, что у тебя есть какое-то образование. Тебе нужно учиться абсолютно практическим вещам. Начиная с того, что такое бухгалтерский учёт и отчётность, как посмотреть бухгалтерский баланс, что такое кассовый разрыв. То есть, какие-то такие вещи. Тебе нужно, конечно, очень неплохо понимать корпоративное право, хотя бы в общих чертах. Какую форму предприятия тебе выбрать для себя: ИП, что это тебе даёт, какие преимущества, ООО, АО, ПАО.

Так вот, как раз возвращаясь к теме того, что делают сейчас для того, чтобы начала развиваться как-то малый бизнес, наши банки, в частности, Сбербанк сделал тоже новую такую, не знаю, как назвать – программу, что-то такое. Забыла, как называется.

 

Олег Иванов: Сбербанк, «Деловая среда»?

Татьяна Шараева: Вот, «Деловая среда». Пожалуйста. То есть, огромное количество лекций, семинаров. Что хорошо, мы сразу можем говорить и об инвестициях каких-то. То есть, они рассказывают тебе, смотрят твой бизнес план. Ты приходишь и говоришь, вот у меня такой бизнес план. Когда люди говорят о том, что банки не дают деньги, это не правда. Дают.

 

Олег Иванов: Дают, да. Вопрос размера сумм и так далее. Возможно, этой суммы недостаточно.

Татьяна Шараева: Вам могут дать даже бесплатный офис, пожалуйста. У нас есть государственные «коворкинги». Вы можете пойти, тот же малый бизнес проводит бесплатное обучение. Пожалуйста. По-моему, в Сокольниках у них есть классы. Вы можете записаться, вас совершенно бесплатно обучат вот тем вещам, о которых мы говорили.

 

Олег Иванов: Я просто к чему это всё тоже хотел немножко подтолкнуть. К тому, что, действительно, я соглашусь, что сейчас информации колоссальное количество. Возможно, в некоторых вещах даже избыточное. Потому что ты понимаешь, что у тебя ограниченное время, тебе нужно фокусироваться ровно на том, что тебе нужно узнать. Хотя, конечно, с точки зрения чёткости запросов, ты эту информацию получить можешь.

 Интересно, знаете, что? То, что всё-таки мы опять возвращаемся к такой позиции, что, как правило, когда ты всё-таки изучаешь опыт людей, у которых получилось, сложилось. Ведь часто происходит так, что там не знания работают. То есть, знания – это неплохо, но это не первично. То есть, первично всё-таки какая-то вот эта внутренняя мотивация, может быть, даже нужда какая-то. Когда ты понимаешь, что если ты не сделаешь, то вот это хуже некуда. То есть, если ты провалишься. И у тебя нет шансов провалиться. И вот это как раз является, вот эта закрытая дверь сзади, она является, наверное, самым основным движком. И как у студентов массово это не наблюдается. Потому что всё-таки вот этих резервных таких соломинок очень много. Опять, здесь дело не про то, что вот молодёжь пошла, да? Это дело не только в молодёжи, а в принципе, и у очень многих начинающих предпринимателей. Из серии «я попробую, посмотрю, как получится». Вот у тех, у кого эта нужда есть, у них нет варианта посмотреть, как получится. Они делают это ради того, чтобы это получилось – точка. Всё, другого варинта нет.

Татьяна Шараева: Вы знаете, я знакома была с одной девушкой, которая сейчас очень успешный бизнесмен, не буду называть её фамилию. Я в своё время была служащей, а она только-только начинала свой бизнес, это были 90-ые годы. Вообще, кстати, интересное было время, прямо скажем, когда люди с высшим образованием шли на рынок торговать. Так вот, я помню ситуацию, при которой она заложила в банк свою единственную квартиру. То есть в случае, если бы её бизнес прогорел, она бы стала бомжем. Вот реальным бомжем. У неё не было родственников, у неё не было другого жилья, у неё не было ничего. То есть, представляете себе, да, уровень риска, на который человек готов был пойти?

 Вообще, мне кажется, любая история успеха – это вера человека в себя, идея какая-то. То есть человек в принципе верит в то, что он делает. Верит в свой бизнес, понимает, что он пойдёт. И в определённой степени, конечно, готовность идти на риск. Поэтому вот те, кто хотят этим заниматься, они должны быть к этому готовы, по большому счёту.

 

Олег Иванов: А можно ли быть к этому вообще готовым? То есть, я иногда себя тоже ловлю на мысли, в какой-то проект, например, нырнул, какое-то время прошло, ты стоишь на определённом каком-то перепутье и понимаешь, что ты реально ни черта не понимаешь. Ну, вот бывает же такое, да? Ты понимаешь, что у тебя есть несколько альтернатив движения вперёд, но ты точно не знаешь, какая из них сработает, и явно что-то потеряешь. И вот эти все виртуальные конструкции, с образованием, без образования, МВА, финансовые конструкции выстраиваешь, и понимаешь, что сценарий ты всё равно не знаешь. Потому что каждый сценарий всё равно может развернуться в любую другую сторону. И вот здесь ты всё равно делаешь вот этот выбор, где-то перекрестясь, где-то просто по интуиции.

Татьяна Шараева: Здесь уже, наверное, - да, судьба, я бы сказала.

 

Олег Иванов: И вот как тогда получается, меня всегда интересовало, может быть, некое такое мнение, у каждого оно своё получается. Что здесь помогает? Потому что получается, что те, кто и рискует, в частности, предпринимательством занимается, они часто ведь в такой ситуации оказываются. И всё равно, получается, что при понимании, что ты часто ни черта вообще не влияешь. Ну, реально, ты просто двигаешься, и оно как-то там складывается. При этом, вера у тебя наоборот возрастает в себя. Хотя ты понимаешь, что действия, которые ты предпринимаешь, с событиями очень часто разорваны. Просто события как-то случаются.

Татьяна Шараева: Тут, наверное, всё-таки интуиция определённая. Мне так кажется, по крайней мере. Хотя никто не застрахован от ошибок. Я вообще считаю, что не делает ошибок тот, кто не работает. У меня тоже были ошибки. И даже в этом бизнесе. Поэтому, это нормально. Они должны быть. Не бывает так, что я всё делаю, я вот идеал полный. Да, будут ошибки. Но на ошибках мы учимся. На граблях только танцевать не надо. А на ошибках учиться, да.

 

Олег Иванов: Есть ещё такое мнение, что любые какие-то «тяпы-ляпы», то, куда ты двигаешься – это некая такая подготовка тебя к тому, куда ты движешься. Часто же мы мечтаем о том, нам нужно – ну, у каждого своё, - бизнес построить определённого масштаба, федеральную сеть, кто-то международную какую-то штуку сделать. И мы этого не имеем сейчас, потому что мы сейчас к этому не готовы, как предприниматели, каким-то опытом, какими-то решениями. И получается, что вот эти все грабли, на которые мы наступаем, они нас по идее там чему-то тренируют.

Татьяна Шараева: Я вообще хочу сказать, что если есть возможность, надо пробовать. Не всегда вещи, которые нам кажутся неправильными или неприбыльными, не факт, что они не выстрелят. Потому что история бизнеса, она знает очень много ситуаций, при которых бизнес вырастал из ничего, вырастал из неправильного решения и так далее. Приведу очень такой смешной пример. В своё время, ещё чуть ли не в 90-ые годы у меня был один сотрудник. Я тогда ещё работала в авиакомпании «Аэрофлот», такой очень большой период моей жизни. Если кто-то пользуется программой «Аэрофлот бонус», это как раз моё детище.

 

Олег Иванов: Я очень много пользуюсь, кстати. Спасибо большое, за такое количество баллов и бесплатных билетов.

Татьяна Шараева: Да, пожалуйста.

 Так вот, у меня был сотрудник, который пришёл как-то ко мне. Я вообще всегда любила «брейнсторминг», и люблю сейчас. Когда мы садимся с сотрудниками и фантазируем. Такой полёт фантазий у нас. И что-то мы начали говорить про разные рекламные возможности и так далее. И он говорит, что вот надо в туалетах повесить рекламу на дверь. Я говорю, зачем? Он говорит, ну как, человек же там проводит определённое время, это же у него всегда перед глазами такой носитель. Ну, мы как-то все посмеялись, и я забыла про эту историю. Так вот лет 7 или 10 назад такие рекламные носители появились в очень многих общественных местах. Я просто к тому, что идея, которая нам кажется иногда смешной какой-то, абсурдной, ещё какой-то, она в итоге потом может принести человеку миллионы. Это, кстати, правда.

 

Олег Иванов: Вообще есть такое тоже мнение, что идеи в принципе нам не принадлежат, мы их просто ловим, как радиоприёмники. Мы же ещё иногда формулируем, что мне пришла идея. И почему, как одно из таких доказательств, что вот ваш, собственно, конкретный случай. Человеку этому пришла идея, а кто-то другой реализовал. Значит, она пришла какому-то определённому количеству людей тоже.

Татьяна Шараева: Иногда эта идея, она формируется рынком, скажем так. То есть это уже такая потребность, которую можно практически пощупать. И, соответственно, те же «коворкинги», те же деловые площадки, типа нашего MEETING POINT и так далее. Вообще есть мнение, что вот эти продукты их делает «малый бизнес». Он развивается. Малый бизнес – это и ИП, в том числе. Что такое ИП? Это, в общем-то, потребители «коворкингов», по сути, говоря. Малому бизнесу, что нужно? Малые офисы. Пожалуйста, вот вам мини-офисы в аренду. Переговорные комнаты, почему? Потому что, как правило, малый бизнес не держит и не снимает в аренду 20-30-40 квадратных метров, и не платит за них круглый год. Смысл? Он пришёл, за час заплатил, попользовался и ушёл.

То есть, вообще сейчас есть такое ощущение, что именно как раз малый бизнес он в основной своей мере вообще формирует даже офисный рынок сейчас в Москве. То есть, если раньше, например, невозможно было купить, например, 100 квадратных метров офиса в строящемся здании. Сейчас, пожалуйста. Но, кому нужно 100 квадратных метров? Давайте быть честными, это, в общем-то, малый и средний бизнес. Пожалуйста. Раньше продавались тысячами квадратных метров. Снять в аренду тоже, пожалуйста. «Коворкинги», пожалуйста. Клубные этажи, «executive office space», вот тебе, пожалуйста, тоже. На самом деле, нас же тоже к этому кто-то формирует. То есть, этот спрос формирует предложение. Всё на самом деле очень просто. Поэтому эти идеи, они не прилетают из космоса. Это аналитика, или просто, кто видит и понимает рынок, он как бы эту информацию считывает, тренд, и, пожалуйста. То же самое, как «киндер сюрприз» - есть отдельно шоколадка, есть отдельно игрушка. Но всегда лучше, когда это объединено. Посмотрите, какой рынок. А на самом деле, просто ребёнок любит и то, и другое. Поэтому завтра объединят ещё что-нибудь с чем-нибудь. Есть же уже эти шоколадные пистолетики, я видела. Или ещё что-то такое. Я просто к тому, что микс, изменения, ротация.

 

Олег Иванов: Комбинаторика, она всегда является таким движком к будущему, к новому чему-то.

Татьяна Шараева: Это создание нового продукта, по сути, говоря. Вроде бы всё просто. Есть мороженое так, а есть мороженное на палочке. Какое угодно.

 

Олег Иванов: Учитывая, что опять же, через вас проходят огромное количество очень интересных людей, очень интересных компаний, что вы видите, как тренды какие-то, как позитивные и полезные для малого бизнеса и для инвесторов?

Татьяна Шараева: Ну, как я уже сказала, их несколько. Первое – то, что есть желание открывать компании. Это, кстати, в свою очередь говорит о том, в каком состоянии находится экономика. Как бы мы не говорили, что всё плохо, если у людей есть желание делать свой бизнес, значит, в общем, на самом деле рост определённый есть. Второе – государство начинает помогать в этом вопросе. Третье – банки начинают разворачиваться лицом. Конечно, не всё здесь так радужно про банки, прямо скажем. Всё-таки уровень ставки, он иногда не всегда бывает приемлем. И то, что касается малого бизнеса и среднего бизнеса – не всегда нужны кредиты. Нужны кредитные линии, нужно кредитование под оборотку. То есть, такие вещи, которыми на самом деле стали сейчас заниматься, в том числе, инвестиционные фонды. То есть, они как раз заняли ту нишу, которую целенаправленно немножко оттолкнули от себя банки в кризис. Все боятся рисков, все боятся не возвратов и так далее. Но, тем не менее, на мой взгляд, это ошибка такая серьёзная, по большому счёту. Не такие уж не ответственные у нас бизнесмены, скажем так.

 Ну, и может, последний такой момент. В принципе, появились возможности брать деньги. Не важно, откуда, их много каналов. Тема нашей передачи, на самом деле, была про деньги. Но, я хочу сказать, что если есть желание найти деньги, сделать свой бизнес и для этого нужны деньги, или на развитие бизнеса тебе нужны деньги, в принципе, появились возможности их взять. То есть, это: частные инвесторы – их тоже много на самом деле. Потому что люди, иногда, вот он скопил, и у него лежит, не знаю, миллион рублей. Вот лежит он у него на книжке. Или там миллион четыреста, в рамках того, что он может вернуть. И получает он свои там, в среднем 7-8% годовых. В принципе, вполне вам он может одолжить, например, под 15-17%. Потому что, если мы говорим про банк, то малому бизнесу ставки, конечно, выше 17% предлагаются. Выше 17,5%, скажем так. Он может пойти в инвестиционные фонды, которые тоже дают деньги под такие вполне разумные, я бы даже сказала, проценты. То есть, варианты есть.

 

Олег Иванов: Площадки различные.

Татьяна Шараева: Площадки есть, пожалуйста. Ищите инвесторов. Ваша площадка, кстати, тоже хороший очень способ. Если ты веришь в свой продукт, если ты действительно готов развиваться и искать инвестора. Слушайте, если у вас хороший продукт, вы всегда найдёте на него инвестора.

 

Олег Иванов: Это правда. Среди клиентов потенциальных.

Татьяна Шараева: Даже среди потенциальных клиентов. Хороший продукт – он виден. Понимаете, хорошая вещь – она видна. Вы приходите, извините меня, в магазин, вы хорошую вещь тоже видите сразу. То же самое касается бизнеса. Хороший продукт, если у него есть клиенты, если он востребован рынком, вы найдёте под него инвестора. Нужно просто постараться.

 

Олег Иванов: Это правда. У нас осталось уже буквально полторы минуты, Татьяна. Я хотел задать, наверное, пару вопросов. Если можно, быстрых таких, вопрос-ответ. Стараюсь их в конце вот так у гостей узнать. Представьте, что лет через 10 мы с вами вот так садимся, чай и кофе себе заказываем, оглядываемся назад, и вы говорите: «Жизнь удалась». Что такое для вас «жизнь удалась» через 10 лет? Вот, что случилось?

Татьяна Шараева: Вы знаете, ну, сложный, наверное, вопрос, по большому счёту. Ведь наша жизнь – это не только наш бизнес. У меня есть семья, у меня есть муж, дети. Для меня важно, чтобы вот эта часть моей жизни, она логично развивалась, скажем, так. С точки зрения бизнеса, я была бы очень рада, если бы это была бы сеть. То есть, чтобы MEETING POINT был не один в Москве и в России, а может быть, где-нибудь и за рубежом. Ну, и на самом деле, «жизнь удалась» - тогда, когда у тебя отличная репутация. Знаете, как проверить, удалась ли ваша жизнь? Напишите себе эпиграмму. Кстати, есть такая психологическая задача. Поэтому, очень хотелось бы, чтобы меня вспоминали добром те люди, с которыми я в жизни соприкасалась. Наверное, так.

 

Олег Иванов: Хорошо, спасибо. Если говорить, наверное, последний вопрос, всё не успеваем. Вот если представить себе людей в команду, которых хотелось бы видеть рядом с собой для достижения вот этой цели, кого бы вы хотели видеть рядом из ныне, может быть, даже не существующих уже, не живущих людей? Или живущих, соответственно*

Татьяна Шараева: Ой, сложно сказать. Наверное, как маркетолог, очень хотела бы видеть Котляра. Потому что я считаю, что это абсолютно гениальный человек, это гуру такой. Ну, он не только гуру, он просто очень умный человек. Не знаю, наверное. Пока так. Очень многих хотелось бы, но это сейчас птицы не моего полёта, скажем так. Есть просто люди, с которых я беру пример, которые действительно что-то создали в жизни, что-то сделали. Таких много. И пусть те, кто живут – живут и здравствуют. А те, кого нет с нами, хорошая им память.

 

Олег Иванов: Спасибо.

 Друзья, с нами была Татьяна Шараева – управляющий партнёр бизнес пространства MEETING POINT. Обратите внимание на этот ресурс, можете совершенно спокойно его найти в любых поисковиках «MEETING POINT Охотный ряд». Зайдите и посмотрите. Возможно, что-то новенькое найдёте для себя, возможно, это будет какое-то партнёрство.

Татьяна Шараева: Будем рады.