DJ Фонарь. Легенды электронной музыки

Владимир Фонарёв, DJ, продюсер, композитор, владелец лейбла, промоутер, преподаватель, радиоведущий

Яркие имена из прошлого

Я стараюсь максимально поддерживать с ребятами взаимоотношения. Один парень, с которым мы давно уже находимся в поле танцевальной музыки, это Саша Розов, диджей Шмель. Вместе с ним мы ещё начинали в конце 80-х годов делать первые дискотеки, он это делал в Кунцево, в Курятнике так называемом. Я в дискотеке Jump, и до этого студия «Класс» вместе с Ликой Стар.

Иракли танцевал, репетировал в группе танцевальной поддержки на дискотеке Jump. Эти все ребята выросли на моих глазах.

Женя Жмакин – это один из самых первых промоутеров, человек, которому я очень сильно обязан тем, что он мне помог приехать в Великобританию, вернее, не то, что помог, а показал мне клубную танцевальную культуру Великобритании начала 90-х годов.

Если говорить про Олега Оджо, то он продолжает такой же свой труд между промоутером и организатором чего-либо. В данном случае он владелец гостиницы в Таиланде, периодически проводит собственные мероприятия, но он давно уже там находится, порядка 6-7 лет, если не больше.

Современные диджеи

Я считаю, что электронная музыка – это левая рука, рок-музыка – это правая. То есть это две составляющие. То, что сейчас, кстати, происходит в общей мировой танцевальной музыке, как раз тот самый кошмар, который мне может только присниться. Танцевальная музыка превратилась в самый настоящий поп-продукт, от чего всегда отказывалась электронная музыка. Рок-музыки нет, электронной музыки тоже.

Есть совершенно два параллельных мира, есть электронная танцевальная андерграундная музыка и мэйнстримовая поп-музыка. Как наших диджеев судили раньше? Как они играют, как они взаимодействуют с аудиторией, как они чувствуют эту аудиторию, эксклюзивность музыкального материала. А сейчас всё просто: записал три хита – ты становишься диджеем и начинаешь гастролировать.

Всё это коммерсанты, не более чем, у нас достаточное количество поп-исполнителей, которые считают себя поп-исполнителями. Я всё-таки из времён Вестбама, Лорана Гарнье, немногих людей, которые были первоисточниками электронной танцевальной музыки. И мы совершенно по-другому её воспринимаем. И слава Богу, я остался тем же самым человеком, который именно так её чувствует.

Сейчас достаточное количество различных инструментов, которые позволяют тебе подняться на хайп, сложнее удержаться. Я знаю достаточное количество людей – Лёшу Компаса, Серёжу Санчеса, которые остаются на своём пике и до сих пор являются фронтменами электронной музыки. Это гораздо дороже стоит.

Отправная точка

Когда это было ещё в детском времени, всё было довольно прохладно и спокойно. Ну, увлекался музыкой, дискотеки, ничего серьёзного. А вот когда после армии я вернулся и стал увлекаться более глобально, конечно, родители поглядывали на меня и говорили: «Ну что ты делаешь, неужели этим ты будешь заниматься всю жизнь, и это тебя прокормит?» Но когда в 1990-м году мои родители попали на мои выступления, они поняли, что я этим занимаюсь очень профессионально, очень фундаментально, и они сказали: «Это твой выбор, мы тебе желаем удачи». И насколько я знаю, ни папа, ни мама ни разу не пожалели, что я выбрал такую дорогу, и они всегда с уважением относились к тому, что я делал.

Главное началось, когда начались гастроли. Мы не вылезали из гастролей, иногда бывало так, что заезжаешь на 1-2 дня в летнее время домой и дальше уезжаешь просто нон-стопом, и даже рок-звёзды наши говорили: «Ни фига себе, вы, диджеи, оборзели, вы куда вперёд нас?»

https://youtu.be/p20G-KdizHM?si=XFAmVwhaDfnW7MEQ

Те деньги, которые мы тогда зарабатывали, в 90-е, мы их точно так же красиво спускали, на поездки в ту же самую Великобританию, на покупку музыки, казалось, что это будет всегда. Сейчас рынок клубной танцевальной музыки упал, да и вообще, шоу-бизнес очень сильно провалился, люди совершенно по-другому тратят деньги, совершенно по-другому выстреливают новые имена, меняются поколения. Но сейчас потихонечку рынок начинает возвращаться, и начинает подниматься количество гастролей. Но если суммировать, я думаю, что гонорарная часть упала в 2 раза, точно так же, как и количество выступлений.

Часть диск-жокеев вообще не заморачивается. В их руках только наушники и несколько флэшек, которые можно вставить в CD-проигрыватель, на которых может быть музыкального материала на 128 ГБ, этого достаточно для того, чтобы выступать на протяжении многих часов.

С другой стороны, есть диск-жокеи, которые до сих пор продолжают таскать сумки с винилом, потому что винил сейчас переживает второе или третье своё воскрешение. Есть часть диск-жокеев, которые очень активно применяют в своей деятельности цифровые технологии. Есть ноутбук, есть контроллеры, есть свои специализированные микшерные пульты, и такие ребята, как Рич Холтинг, как Карл Кокс, список можно продолжать, они совершенно по-другому подают музыкальный материал, совершенно по-другому играют, и это как раз те технологии, которые позволяют современное диджейское оборудование реализовывать.

Я, кстати, один из тех людей, которые очень активно следят за новыми трендами, всегда стараюсь взаимодействовать с производителями, они часто мне дают на тест различное оборудование. Буквально недавно в своём Инстаграме я представлял новый диджейский плейер, на самом деле диджейский сэмплер, который тоже даёт совершенно новую креативную работу в работе диск-жокея. То есть сейчас в большей степени индивидуальность, плюс технологии, которые есть у артиста, позволяют выделяться среди огромного количества диск-жокеев.

Школа диджеев

Когда я понял, что то, что я вижу на танцевальных площадках, на вечеринках, просто вводит меня в ступор, то есть полное бескультурье, полное отсутствие понимания, как надо работать и что делать, я решил давать свои знания тем людям, которые готовы применить их в своей деятельности.

Армия этих орков выросла до неизмеряемых пределов. Огромное количество школ, и когда я стал мониторить и смотреть, кто преподаёт, даже я не знаю этих людей. Как можно чему-то научить, если ты не имеешь опыта взаимоотношений с площадками, с аудиторией, ты не сильно разбираешься в оборудовании.

Я решил преподавать, но я решил преподавать для тех, кто хочет профессионально заниматься этим делом. То есть людям ставить руки, и для того, чтобы им дальше понять, куда двигаться, что они должны делать, я им показываю современные технологии, всё, что касается взаимоотношений с клубами и площадками, как работают контракты, как нужно выстраивать миксы. То есть это такой мастер-класс из шести моих выступлений по 2 часа, где раскрываю более глубоко и даю векторы, куда им развиваться.

Ребята и девчонки, которые приходят, сразу хотят монетизировать свою деятельность. Мы заплатили за обучение, мы стали диджеями, я хочу зарабатывать. Стоп, стоп, кто сказал, что вы кому-то нужны в этом мире? Никто.

Диджеев больше, чем людей, как сказал Серёжа Пименов, это совершенно правильно, потому что кто только сейчас не диджей. Такое впечатление, что все наши медийные персонажи решили, что диджей – это такой бюджетный шоу-бизнес. Не надо петь, не надо танцевать, не обязательно вести стендапы. Пришёл, поставил микс, ты медийный персонаж, тебя знают, например, если ты из телевидения, не будем персонально говорить, а микс уже записан, люди идут на этого человека посмотреть, и уже во вторую очередь что он играет. И вот это, конечно, полностью убивает саму профессию.

Точно так же, как можно заказать у кого-то три песни, тебе напишут три хита, ты с этими тремя хитами начинаешь гастролировать как диск-жокей по танцевальным площадкам. Даже неважно, как ты сводишь, как ты работаешь, играешь.

https://www.youtube.com/watch?v=zoBaKmE9liQ

 

По материалам программы Ольги Максимовой «#Шоумастгоуон» на Радио Медиаметрикс

2 ноября 2017 г.

Полный текст интервью на mediametrics.ru