История успеха

15 октября 2015, 21:00

Флористика - не для трепетных ланей

Говорим о построении бизнеса в сети, о том, что делает его успешным и конкурентоспособным


0:00
0:00



Елена Женина

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире программа «Женский клуб» на радио «МедиаМетрикс», как вы уже слышали. Я, Елена Женина, с вами. А в гостях у меня сегодня, никогда не догадаетесь, кто. В гостях у меня сегодня мужчина. Зовут его Георгий Сухаржевский. Занимается он прекрасным совершенно бизнесом – цветочным. Он и создатель, и основатель, и генеральный директор и, по-моему, вообще, мегамозг этой компании. Мне очень интересна предыстория всего этого, потому что вы - филолог, психолог, банковский менеджер, и вдруг – цветы. Вот почему цветы? Как цветы? Откуда цветы? И что же вы там всё-таки такое делаете с этими цветами? Потому что бизнес на самом деле необычный. Давайте обо всём по порядку. Добрый вечер, Георгий.

Георгий Сухаржевский

- Добрый вечер, дорогие слушатели.

Елена Женина

- Рассказывайте, потому что очень-очень интересно.

Георгий Сухаржевский

- Ну, вы знаете, сложно сказать, почему цветы. Наверное, самое главное, я так думаю, потому что цветы – это замечательно, прекрасно, позитивно и это счастье, которое ты можешь своей работой подарить не только себе, но и другим людям.

Елена Женина

- Мне очень название компании нравится – «Obradoval.ru».

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, не всем оно нравится.

Елена Женина

- Откуда? Почему?

Георгий Сухаржевский

- Кстати, да. Разные мнения бывают. Я помню, когда мы только начинали, буквально, наверное, два, три, четыре месяца звонили женщины и говорили: «А почему обрадовал? А почему не обрадовала, например?»

Елена Женина

- Наверное, потому что идеолог – вы.

Георгий Сухаржевский

- Да, да. Всё так и есть.

Елена Женина

- Вот отсюда и «обрадовал».

Георгий Сухаржевский

- Ну, с этой стороны я, кстати, как-то никогда не думал. Просто последние несколько лет аудитория наша меняется, и цветы всё чаще заказывают женщины.

Елена Женина

- Почему? Они не объясняют на сайте, почему они это заказывают?

Георгий Сухаржевский

- Они, конечно, не объясняют. Они просто заказывают, и это приятно, и замечательно, что они делают это у нас, но тенденция меняется. Если раньше соотношение было где-то 70 к 30 (то есть 70% мужчины были заказчики, а 30% женщины), то последние 5-7 лет этот процент растет. Сейчас он, например, уже в районе 60 к 40 и стремится к большей цифре.

Елена Женина

- Интересно, а с чем это может быть связано? С тем, что это более востребовано женщинами, или с тем, что мужчины меньше доверяют, заказывая то, что они не видят и не могут потрогать?

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, я думаю, что – нет. Я думаю, что это связано с тем, что, вообще, наши женщины стали более открыты всему новому. У меня есть такое большое убеждение, что всё-таки женщины даже более консервативны, чем мужчины. Мужчине как-то проще решиться на какой-то необычный для него поступок, потому что он как-то так устроен, видимо, что ему нужно что-то рисковое делать. «А вот рискну-ка я и закажу цветы, не видя их». А женщины как-то подходят к этому более, скажем так, скрупулезно. Это даже видно по посещениям на сайте. То есть, если разбивать метрики, смотреть, сколько времени мужчины заказывают и сколько женщина, то разница очень большая.

Елена Женина

- А у вас даже так это отслеживается? Потому что у меня будет вопрос по поводу того, как вы отслеживаете, и как вам это пришло в голову?

Георгий Сухаржевский

- Это можно посмотреть. Есть какие-то универсальные вещи. То есть любой счетчик дает понимание, какое у тебя соотношение мужчин и женщин на сайте приходит, заказывает и так далее. И видно, что женщина может выбирать и 30, и 40 минут. То есть психология устроена таким образом, что женщины более тщательно подходят к выбору. То есть они думают, они выбирают не только по внешнему виду.

Елена Женина

- Конечно, букет цветов – это не корова, но хочется, чтобы как-то это соответствовало событию, настроению, цветовой гамме и многим, многим каким-то моментам, которые в голове у женщины есть.

Георгий Сухаржевский

- Да, поэтому женщины как-то дольше. Мужчины 15 минут и всё, свободен. То есть у него, как правило, очень быстро всё происходит: зашел, увидел, понравилось, нажал «В корзину», его устроила цена, заказал и убежал дальше по делам.

Елена Женина

- Вот сама по себе концепция компании очень отличается от других - в основном, она настроена на продажу он-лайн, правильно я понимаю? То есть это сайт с фотографиями. Заходишь, выбираешь, просматриваешь и заказываешь.

Георгий Сухаржевский

- У нас классический интернет-магазин, интернет-сервис. Я иногда про себя думаю: «Что же я всё-таки продаю? Я цветы продаю или нет?». Знаете, периодически у меня такая мысль проскальзывает: «Я же, вообще, не цветы продаю. Я продаю свободное время людям, эмоции, позитив и возможность доставки». Часто бывают заказы из-за рубежа. Например, из Нью-Йорка любящий внук бабушке на день рождения в Москву заказывает цветы. Представляете, какое расстояние между ними, и всего лишь одна точка – это мы, маленький магазин, который соединяет их вдвоем.

Елена Женина

- И вам можно оплатить, соответственно, карточкой? Вы принимаете эти платежи и доставляете уже в Москве в любую точку?

Георгий Сухаржевский

- Конечно. У нас именно вот этот сервис доставки, он для нас является центральным и самым важным. По факту мы не цветы продаем, а доставку.

Елена Женина

- Радость вы дарите вместе с тем, что вы продаете. Так, мужчины, внимание, вы можете заказать своей любимой женщине, девушке, маме, бабушке, кому угодно букеты в любое время, в любой момент, из любой точки мира. Это действительно очень здорово и очень удобно, потому что бывает иногда, что кого-то нет в Москве, а приятное сделать хочется.

Георгий Сухаржевский

- На отдых уехали и забыли, что у любимой тещи, без которой вы жить не можете, буквально завтра день рождения, а вы в Турции лежите на песочке и понимаете, что она тут, в недалеком Подмосковье, на приусадебном участке вспалывает для вас петрушечку, чтобы вы приехали и…

Елена Женина

- И что, привезут в недалекое Подмосковье? Даже на приусадебный участок?

Георгий Сухаржевский

- Конечно. Нет проблем никаких, пожалуйста.

Елена Женина

- А у вас только по Москве и Московской области? Или по России тоже есть?

Георгий Сухаржевский

- По России мы делаем доставки, но это, как правило, для наших постоянных клиентов. То есть те, кто знают, что мы такое делаем – мы работаем. Просто здесь есть свои особенности, связанные с тем, что у нас нет своих представительств в других городах, и наша задача сделать сервис такой же, как в Москве. У нас очень сложные проблемы с тем, чтобы отобрать партнеров, которые будут делать на том уровне, на котором меня бы это устраивало, например, как заказчика.

Елена Женина

- Согласна. Это репутация.

Георгий Сухаржевский

- Я всегда стараюсь себя поставить на место человека, который заказывает, и я понимаю, что, если я не буду уверен в нашем партнере, что он сделает не хуже, чем я, то я, наверное, не буду, я лучше откажу и скажу: «Вы знаете, нет. Мы не сможем в город Урюпинск завтра доставить такой же букет, как у нас в Москве. Не получится».

Елена Женина

- А что, прямо бывает, что и самолетом доставляете?

Георгий Сухаржевский

- Мы самолетом не доставляем. То есть люди делают там уже, на месте, из тех цветов, которые у них есть. Но опять же, это очень большой вопрос доверия и теста. Потому что у нас есть своя программа определенная, как мы выбираем партнеров, - это целая такая история, которой можно посвятить отдельную передачу.

Елена Женина

- А как? Ну-ка, ну-ка расскажите, как вы их выбираете? Как проходит ваш кастинг?

Георгий Сухаржевский

- Несколько параметров. Есть определенный базовый визуальный отбор. Я уже как профессионал, могу зайти на сайт и понять, насколько бизнес устойчив, насколько он качественен, какое отношение у людей к своей работе и так далее, хотя бы посмотрев на сайт, посмотрев, какие работы, какие фотографии они используют. Есть определенный набор «плюсов». Предположим, если на региональном сайте я вижу, что люди выкладывают свои фотографии, а не грабят их с чужих сайтов (например, с нашего или с какого-то другого ресурса), то понятно, что у меня уже доверия больше. Я понимаю, что, как минимум, люди честно работают. То есть они не пытаются за счет чужого труда строить свой бизнес. Это первый момент. Второй момент – в принципе, наличие или отсутствие интернет-ресурса, конечно же, тоже играет роль. И третий момент – именно такая специфика регионов, когда ты обращаешься, ты спрашиваешь: «А безналично можем мы вам оплатить?» То есть не карточка, я говорю сейчас не про карту, а именно безналичный платеж по счету. То есть у компании должен быть как минимум расчетный счет где-нибудь. И если мне начинают говорить: «А вы знаете, у нас нет расчетного счета», при этом на сайте написано, что это «ООО», я, в общем-то, подумаю десять раз, а стоит ли мне с этим подрядчиком связываться. То есть, есть какие-то базовые вещи. Ну а дальше есть такая вещь, как мы знаем, - тестовый заказ. Мы находим человека, который готов протестировать сервис в каком-то определенном городе и, как правило, первый или второй заказ делается тестовый. То есть это не реальный заказчик. Мы от себя заказываем. Человек, который проводит тест, получает…

Елена Женина

- Вы, естественно, не говорите, что вы заказываете. Вы выступаете в роли потребителя.

Георгий Сухаржевский

- Конечно, да. То есть мы передаем заказ, как будто к нам пришел клиент и хочет в Урюпинск сделать доставку. В этом городе ответственное лицо, с которым мы уже заранее договорились, получает, а дальше нам присылает отчет – как, что, какой букет, фотография, состав, свежие, не свежие и так далее. На таких моментах, конечно, это очень хорошо помогает именно проверить качество цветка, с каким материалом работает партнер, насколько часто он закупается, лежалый у него цветок, не лежалый и так далее. Моментов очень много.

Елена Женина

- Да, цветочный бизнес очень сложный. Это настолько хрупкий товар, скоропортящийся.

Георгий Сухаржевский

- Это как мясом торговать, только с мясом немножко попроще - можно его как минимум в заморозку кинуть, и оно там полежит какое-то время.

Елена Женина

- С цветами ничего не нужно – и получать, и успевать продавать, и доставлять. Кстати, откуда вы получаете цветы? Где вы их берете?

Георгий Сухаржевский

- Поговорим про импортозамещение. Это сейчас модная тема.

Елена Женина

- Потому что раньше же у нас основным поставщиком была Голландия, насколько я помню.

Георгий Сухаржевский

- Почему раньше? Она как была, собственно, так и осталась.

Елена Женина

- А там же были какие-то нюансы.

Георгий Сухаржевский

- Если все следят внимательно за новостями, сейчас же Нидерланды решили не поднимать тему трибунала по некоему всем известному упавшему самолету по неизвестным причинам. Я думаю, что на этом наше давление на Голландию закончится и всё будет хорошо. В принципе, и сейчас всё нормально. То есть поставки как шли, так и идут. Был некий люфт, задержки в 1-2 дня, который на текущий момент практически нивелирован, и  никаких проблем с цветами нет, они приходят. Есть озвученная нашими контролирующими органами позиция, что они более часто проверяют, но (тьфу-тьфу-тьфу, постучим по столу, по дереву) пока никаких опозданий нет.

Елена Женина

- Не так, как сыром, да?

Георгий Сухаржевский

- Да, да. На самом деле, если не ошибусь, приблизительно два или три года назад была проблема с Голландией и на первое сентября ее подзакрыли на несколько дней, и цветок, конечно, быстро закончился.

Елена Женина

- И что тогда делали? Где тогда брали цветы?

Георгий Сухаржевский

- Ничего. Понимаете, 1 сентября – это не 8 Марта. Там есть определенный ограниченный ассортимент. Если ты заранее что-то заказал, то тебе этого будет достаточно. Если тебе будет недостаточно, то роз купишь наших отечественных, и всё будет хорошо.

Елена Женина

- То есть логистика, реклама – это всё как в любом другом бизнесе абсолютно.

Георгий Сухаржевский

- Совершенно всё, абсолютно.

Елена Женина

- Неважно, чем ты занимаешься. Важно, что ты должен просто понимать все законы, по которым это всё работает.

Георгий Сухаржевский

- Просто здесь, понимаете, вступает в большую роль именно умение прогнозировать спрос, потому что ты работаешь от закупки к закупке, от поставки к поставке.

Елена Женина

- Я читала, что вы как раз в своей компании используете очень интересные какие-то аналитические моменты. В частности, отслеживание того, кто заказывает, как заказывает, когда заказывает, в какие дни, какие цветы.

Георгий Сухаржевский

- Да-да. У нас, конечно же, есть отчеты, и мы смотрим в хронологическом порядке. Чтобы было понятно, пример какой-то надо привести, наверное. Вот предположим: сегодня я делал заказ на следующую неделю. Есть определенный пул цветов, который уже сегодня, скажем так, в хорошем качестве пошел этот цветок. Или начался сезон, или не начался - он заканчивается и так далее. То есть, есть сезонный цветы, которые ты базово заказываешь. Есть какой-то базовый цветок, который всегда продается. Есть такой костяк.

Елена Женина

- И что такое «всегда продается»?

Георгий Сухаржевский

- Роза всегда продается. Всегда продается альстромерия. Всегда продается орхидея. Всегда продается весь стаффаж, который ты берешь для того, чтобы составлять букет. То есть это зелень различная, это эвкалипт, это салал (зеленые листики), это эустома та же и так далее. То есть, есть базовые…

Елена Женина

- А что является сезонным товаром?

Георгий Сухаржевский

- Сезонными, например, являются пионы. То есть это летний цветок. Но с прошлого года этот цветок уже не только летом. Хороший у него сезон начинается под Новый год, в декабре, и в феврале-марте тоже можно приобрести эти цветы. Они, конечно, будут не дешевые.

Елена Женина

- Но, тем не менее, они будут.

Георгий Сухаржевский

- Да. На самом деле и сейчас есть пионы. Вопрос качества и цены. Готовы ли вы за 700 рублей покупать маленький пиончик, который будет в диаметре в закрытом состоянии где-то 3-4 сантиметра.

Елена Женина

- Неизвестно, распустится он или не распустится.

Георгий Сухаржевский

- Да, и очень большой вопрос, насколько он распустится.

Елена Женина

- Георгий, скажи, пожалуйста, а у вас есть магазины или у вас только всё дистанционно делается? Бывают же такие капризные клиенты, которые говорят: «Мы хотим приехать, посмотреть, пощупать».

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, они не капризные. Я их отношу к категории не капризных клиентов, а тех клиентов, которые хотят убедиться, что бизнес реально существует. Это, видимо, люди, которые обожглись где-то, может быть, их кто-то подвел.

Елена Женина

- Может быть, действительно, первый букет, который они заказывают, они хотят его видеть, и чувствовать, и осязать. Георгий сегодня пришел ко мне с замечательным совершенно, красивым, роскошным букетом, в котором розы чудесно пахнут. Кстати, у меня вопрос по поводу того, что не все же цветы пахнут, правда?

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, на самом деле пахнут практически все цветы. Вопрос сортов и селекции, и того, к чему мы стремимся, к чему сейчас идет европейская селекция. Потому что все розы, которые мы покупаем… в основном, саженцы из Европы к нам приезжают, и мы высаживаем.

Елена Женина

- А вот у вас в заказе, когда формируешь свой заказ, можно написать, что мне нужны розы с запахом?

Георгий Сухаржевский

- Вы просто выбираете из определенного каталога. Есть отдельный прямо раздел, в котором идут розы с запахом.

Елена Женина

- И там написано, что они с запахом?

Георгий Сухаржевский

- Да, конечно. У них уже другая цена – повыше, чем у обычных цветов и так далее. Но они, между прочим, российские.

Елена Женина

- Серьезно?

Георгий Сухаржевский

- Да, это в Калужской области выращивается. Есть такая замечательная француженка, которая построила теплицу. Вам, мне кажется, стоит ее пригласить на передачу, потому что очень интересная женщина.

Елена Женина

- Хорошо, с удовольствием.

Георгий Сухаржевский

- У нее, кстати, сегодня день рождения. Зовут ее Флора́нс. Передаю привет в прямой эфир. На самом деле это очень сложная работа – вырастить качественный, хороший, красивый, достойный цветок в нашем климате и с нашими ценами на газ и на электричество, и со всякими другими интересными государственными препонами.

Елена Женина

- А кто у вас занимается составлением этих чудесных букетов? Потому что это не первый букет, который я уже получаю от «Obradoval.ru» и, действительно, они не похожи друг на друга и в то же время очень красивые, очень приятные, очень нежные.

Георгий Сухаржевский

- Мы стараемся работать над ассортиментом. Это, в том числе, и моя задача. Одна из тех задач, которые я…

Елена Женина

- У меня такое ощущение, что вы там всем занимаетесь.

Георгий Сухаржевский

- Ну, не знаю. Мне интересно спросить кого-нибудь из собственников бизнеса: занимаются ли они всем или не занимаются?

Елена Женина

- Занимаются, Георгий, занимаются.

Георгий Сухаржевский

- Мне кажется, что даже когда они уже отошли на покой, так сказать, передали, может быть, кому-то бразды правления, делегировали полномочия, всегда есть такой соблазн: «Ну-ка, ну-ка, что там у меня происходит? Дай-ка я что-нибудь».

Елена Женина

- Да это, наверное, не соблазн. Это уже привычка контролировать и привычка отмечать качество того продукта, который ты выпускал и выпускаешь долгие годы, потому что его ассоциируют с твоим именем.

Георгий Сухаржевский

- Согласен, да. Потому что бренд уже начинает работать на твое имя, а не ты на него.

Елена Женина

- И как-то получишь букет «от Георгия», а там совсем не букет «от Георгия». Хорошо. Давай нам сейчас Ванечка включит музыкальную паузу, мы немножечко передохнем буквально 2-3 минуточки и вернемся к нашему разговору. У меня еще много-много разных вопросов.

Георгий Сухаржевский

- Отлично. Замечательно.

(Музыкальная пауза)

Елена Женина

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире программа «Женский клуб». Я, Елена Женина. И в гостях у меня сегодня Георгий Сухаржевский - основатель, создатель, идеолог, вдохновитель и, наверное, локомотив компании «Obradoval.ru» по доставке цветов в любую точку нашей страны, то есть практически в любую. Это очень здорово, потому что это очень востребовано и, действительно, когда хочется сделать кому-то что-то приятное, это потрясающе, это очень удобно, это мобильно. Можно выбрать всё что угодно и создать ощущение того, что человек, даже если он далеко, он всё равно рядом. И в свете этого я хотела спросить. У вас основной какой-то момент – это всё-таки индивидуальные заказы или какие-то крупные компании заказывают? Как всё происходит?

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, на самом деле у нас очень мало корпоративных клиентов, то есть компаний, которые заказывают. Либо они скрытые какие-то - может быть, сидят секретари. Часто бывает такое, что есть какой-то заказчик, много заказов, и ты видишь, что они идут с какой-то периодичностью, доставки на рабочие адреса, и всё это как-то привозят, ты видишь, что какие-то подписи, подозрительно напоминающие фразы «генеральный директор «LiveInternet», например, и так далее. Ты видишь, что заказчик какая-то Анастасия, предположим, или Мария, или еще кто-нибудь, и понимаешь, что на самом деле, скорее всего, это просто секретарь первого лица - человек просто делает заказы для руководителя. По факту это такой скрытый корпоративный клиент.

Елена Женина

- А говорят, по какому поводу? Или просто дают задание собрать букет?

Георгий Сухаржевский

- У нас в основном дни рождения, конечно. У нас в России очень принято, что на день рождения нужен красивый букет.

Елена Женина

- А бывает так, что описывают какой-нибудь характер или ситуацию, или случай, под который нужно что-то подобрать?

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, да, у нас такое часто бывает. Особенно наши постоянные клиенты, которые уже достаточно много заказывали на сайте, они уже понимают, как мы делаем, какое у нас качество, у них очень высокий уровень доверия. Они могут, в принципе, просто позвонить нам. Так же, как это может сделать и любой клиент, собственно. Необязательно, что он должен быть постоянным. Они могут просто позвонить. У нас есть такая уникальная вещь - у нас есть прямая линия с флористом. То есть вы можете поговорить именно с тем человеком, который будет непосредственно ваш букет собирать. То есть вы звоните, говорите: «У меня бюджет пять тысяч рублей. У меня моя мама, которую я обожаю, она любит такой-то цвет, она такая-то по характеру». На самом деле, мы больше любим, когда вы, наши дорогие и любимые клиенты (я надеюсь, что среди наших слушателей есть такие), я очень вас призываю всегда, когда вы разговариваете с флористом, поймите, что это человек, который действительно знает, что нужно вам, какой нужно вам сделать букет, поэтому просто расскажите о человеке, которого вы хотите порадовать.

Елена Женина

- То есть нужна эмоциональная окраска заказа.

Георгий Сухаржевский

- Конечно. То есть нужно сказать, что человек активный, спокойный, он любит активную цветовую гамму. То есть вы хотите в бордовых тонах или вы хотите в нежных. Описать характер.

Елена Женина

- Георгий, а кто эти волшебные люди, которые так тонко чувствуют?

Георгий Сухаржевский

- Что вы, что вы. Наши флористы – это очень волшебные люди.

Елена Женина

- Это девушки? Или мужчины?

Георгий Сухаржевский

- У нас девушки. Иногда я собираю букеты, но это в исключительных случаях для особых клиентов.

Елена Женина

- А мой букет кто собирал?

Георгий Сухаржевский

- А как вы думаете?

Елена Женина

- Спасибо.

Георгий Сухаржевский

- На самом деле, если честно, признаюсь, мне очень нравится флористика, и я прямо активно собирать начал. Я никогда этому не учился. Наши девочки обучались и во флористических школах, и у них есть большой опыт, годами и так далее. Меня учила жизнь. Например, прошлое 8 Марта, когда у нас было много корпоративных заказов…

Елена Женина

- И приходилось наравне со своими сотрудниками участвовать в процессе?

Георгий Сухаржевский

- Да. Потому что в этом году Георгий решил поменять полностью линейку корпоративных недорогих букетов, которые были очень недорогие, но очень милые. И когда их начали в ночь на пятое число заказывать гигантскими объемами, мне сказали так: «Автор, иди к станку». И всё. И поехали. Двое суток не спать - это на 8 Марта нормально.

Елена Женина

- Ничего себе. Но, слава Богу, что это всё-таки гендерные праздники какие-то, они не часто случаются и, соответственно, форс-мажор такой не часто бывает.

Георгий Сухаржевский

- Знаете, на самом деле мы к этому празднику готовимся полгода до и полгода после.

Елена Женина

- А вы живете от праздника до праздника?

Георгий Сухаржевский

- Нет, я бы так не сказал. Всё-таки за пять лет я понял, что на самом деле это утверждение и молва (не знаю, как это правильно назвать), убеждение людей, что на 8 Марта все цветочники жадно загребают горы злата и потом его тратят на покупку новых автомобилей, квартир и всего остального приятного, что в жизни происходит, по крайне мере, по моему опыту, это абсолютно разошлось с тем, о чем все думают. По моему большому убеждению вот эти большие праздники… Заработать на них как-то прямо существенно, чтобы себе что-то большое, крупное позволить, не всегда получается, потому что с оборотом увеличиваются и затраты, причем они существенно увеличиваются: тебе нужно расширять штат, тебе нужны водители, тебе нужно место для хранения, у тебя вырастает закупочная стоимость на цветы. Мало того, тебе приходится в окружении абсолютно новых людей поддерживать неимоверными усилиями свои высокие стандарты, которые ты задаешь в течение года. Это самый основной момент. Потому что самое главное, чтобы те люди, которые пришли к тебе не 8 Марта, а пришли к тебе в другие дни, и они к тебе возвращаются, потому что они оценили этот уровень, они должны такой же сервис получить и в праздник. Они ждут этого, и они понимают, что ты должен им это дать. Это основное, самое важное.

Елена Женина

- Георгий, а новогодний букеты вы делаете?

Георгий Сухаржевский

- Конечно. И не только букеты, но и елочки, и композиции, и веночки. У нас в прошлом году был замечательный мастер-класс. Мы проводили для наших клиентов. Можно было прийти и своими ручками сделать себе отличный новогодний веночек, повесить его дома или поставить, положить и наслаждаться такой красотой.

Елена Женина

- Какие вы разносторонние. А вот мне еще интересно. У вас же с букетами, наверное, заказывают какие-то подарки, может быть, какие-то игрушки плюшевые или конфеты, или еще что-то такое необычное, или ювелирные изделия.

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, ювелирные изделия у нас можно в интернете продавать и, вообще, продавать только при наличии лицензии определенной. Кроме лицензии нужно еще обеспечить хранение достойное.

Елена Женина

- Какие-нибудь безделушки, бижутерию, - неважно, я в общем говорю. То есть что-то такое, чтобы это был совсем подарок. У вас же наверняка были какие-то необычные заказы, необычные истории, потому что цветочный бизнес – это живой бизнес. Это не просто цветы. Это эмоции, это радость, это даже какие-то трагедии, возможно. Расскажите мне что-нибудь интересное такое. Что же было, что очень запомнилось и хорошо закончилось?

Георгий Сухаржевский

- Запомнилось… Вот несколько лет назад запомнилась такая история. У нас был такой замечательный заказчик, который одной даме кроме цветов любил доставлять «iPhone», например, которые мы периодически закупали. То есть выходил новый «iPhone», и нам приходил заказ: «А не могли бы вы привезти красивый букет цветов на сумму «N» и к нему приложить «iPhone» номер пять». Вот как-то так. То есть мы были всегда в курсе, когда выходит новый «iPhone». Хотя я сам абсолютно убежденный человек, который не пользуется «iPhone» ни в каком виде.

Елена Женина

- Почему?

Георгий Сухаржевский

- Как-то так сложилось. Я спокойно совершенно к этому отношусь. «Android» меня, собственно, всем устраивает. Знаете, есть такой момент… Опять же, я беру у своей сестры «айфончик» ее и не понимаю, куда там нажимать, что за кнопочки-то такие.

Елена Женина

- Ну, это к чему привыкаешь.

Георгий Сухаржевский

- Точно так же она берет мой телефон и не понимает, куда у меня нажимать.

Елена Женина

- У меня обратная история. Потому что у меня долго были «Android», потом я перешла на «iPhone» и решила, что это то, с чем я хочу жить сегодня, завтра и, наверное, пока уже они не перестанут придумывать новые «iPhоne», каждый год причем.

Георгий Сухаржевский

- Да, сейчас уже не каждый. Тенденция – два в год надо придумывать.

Елена Женина

- Не надо два в год. Это какое-то разорение просто – два в год. А куда их девать? Солить что ли? Они же, тьфу-тьфу, слава Богу, работают.

Георгий Сухаржевский

- Трехлитровые банки с «iPhone» украшают наши полки. Я прямо вижу эту картину. Ну, это то, что связанно с техникой, - такая история. Сейчас из последних историй: есть такая очень романтичная история, которую я сам прямо наблюдаю и мне очень приятно, что человек доверяется именно нам. Пришел у нас заказ, ничего не предвещало. В общем, такой достаточно анонимный заказ: человек пожелал остаться неизвестным, не подписал ни открытку, ничего не подписал. Мы сделали доставку. Через неделю приходит еще один заказ, тоже анонимный и опять туда же от того же человека. Мы делаем вторую доставку. И вот постепенно, постепенно, читая открыточки, которые он начинает писать, мы понимаем, что происходит на наших глазах некое развитие отношений, причем оно очень далекое. То есть человек, который посылает, находится в Вене, его любимая находится в Москве, и очень всё это так нежно происходит, любя. Ты понимаешь, что какие-то такие чувства возникают, и ты видишь, как они развиваются. Это очень так, знаете, даже волнительно.

Елена Женина

- Чувствуешь себя причастным.

Георгий Сухаржевский

- Да, конечно. Потом, когда ты начинаешь по каким-то вопросам переписываться с этим заказчиком, он тебя посвящает в какие-то детали, ты узнаешь, что он по туристической визе уже два раза приехал. Сейчас он ждет третью и не знает, дадут ему или не дадут. Может быть, и не дадут, сможет он приехать, не сможет. И ты уже начинаешь думать: «Ну как же так?».

Елена Женина

- Сопереживать ему, волноваться вместе с ним и стараться делать всё лучше и лучше.

Георгий Сухаржевский

- Да. Вот сегодня он написал, что у них полгода отношений, и мы специально для него… он попросил, чтобы мы отошли от наших принципов посылать только цветы и только то, что у нас в магазине, он очень просил, чтобы мы купили сертификат от «Zara».

Елена Женина

- И вы купили сертификат?

Георгий Сухаржевский

- Конечно. Ну, что ж делать? Мне пришлось поехать лично, генеральному директору, перед нашей передачей съездить, купить «Zara».

Елена Женина

- Ваш сервис – просто удивительный сервис.

Георгий Сухаржевский

- Мы стараемся. Мы, конечно, за это берем деньги, не буду скрывать.

Елена Женина

- Естественно, не бесплатно, но, тем не менее, с такой любовью, с таким подходом и с такой заботой относиться к пожеланию своих клиентов… Конечно, к вам хочется возвращаться снова и снова.

Георгий Сухаржевский

- Это по возможности. Конечно, мы не можем в сезон выполнять какие-то особые поручения. Мало того, мы стараемся всегда объяснить нашим заказчикам: «Дорогие наши, вы поймите, пожалуйста, что вот…» Я, вообще, всем говорю, кто заказывает на 8 Марта цветы, в интернет-магазинах есть такой очень важный момент – пожалуйста, уже смиритесь с тем, что будет мало уникальных заказов. То есть лучше заказывайте по матрице - есть букет, не надо вносить в него никаких изменений, потому что на 8 Марта вы не представляете, что творится на производстве. Это сложно описать и рассказать. Очень много есть всяких моментов. И, конечно, флорист, когда работает, собирает уже пятнадцатый, двадцатый букет за смену, он немножко такой… есть момент роботизирования человека. Он берет бланк, он видит, что там написано, и он собирает по нему. И когда начинается: «А можно мне в этом букете на 8 Марта вместо розовых роз поставить белые?».

Елена Женина

- Понятно. То есть 8 Марта мы изменения не вносим.

Георгий Сухаржевский

- Да. Мы, конечно, можем сказать, что мы можем поставить, но потом может случиться так, что он придет с розовыми розами и ваши изменения не будут внесены, потому что человек работает быстро, и он может не увидеть комментарий какой-то, что-то не понять, просто не заметить. Не потому что он плохой, а потому что уже тяжело.

Елена Женина

- У вас, наверное, в доме всегда живые цветы? Ваши женщины без цветов не ходят. Или всё-таки нет, или да?

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, дома – нет. Я не очень домой…

Елена Женина

- На работе уже настолько надоедает, что домой не несете?

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, нет. Я бы не сказал, что мне цветы когда-нибудь будут надоедать. Я думаю, что нет.

Елена Женина

- А почему тогда дома – нет?

Георгий Сухаржевский

- Это прекрасное создание природы, но, к сожалению, скоротечно. У него есть свой срок. А дома – нет, потому что дома… я так приучен, что всё-таки цветы для меня – это какие-то вещи, они повседневные на работе, но дома я воспринимаю это как какой-то повод.

Елена Женина

- Повод – праздник?

Георгий Сухаржевский

- Да, это может быть праздник, это может быть какая-то дата, может быть без повода - просто порадовать близкого человека. Тогда – да, я могу взять цветочки домой, поставить. На самом деле, я так думаю, что основное - это то, с каким посылом ты всё даришь.

Елена Женина

- У нас сегодня программа называется «Флористика - не для трепетных ланей». Это была не моя идея. Это была идея Георгия. Он предложил, я с радостью согласилась на это название, потому что из названия программы сразу вытекает вопрос – почему? Я всегда считала, что это сугубо женский бизнес, что цветы - это настолько всё нежное, красивое, изысканное. Я не говорю, что это не присуще мужчинам, но мне кажется, что это всё-таки как-то больше девочковая история. Почему же нет?

Георгий Сухаржевский

- Знаете, название, о котором мы сегодня говорим и которое я предложил, оно на самом деле не совсем про то, чей это бизнес. Оно про то, как его люди воспринимают со стороны. Понимаете? То есть очень хочется, чтобы было понимание, что если человек занимается цветами, это не значит, что у него всё легко и воздушно, и приятно, и так далее. Потому что цветочки – это бачок налей, бачок слей, подними-опусти, цветочек подрежь, цветочек почисть. Розочка пришла? Отлично. Давайте иголочки с нее подстрижем, подготовим. Она должна стоять правильно. Это всё очень тяжело даже чисто физически. Понимаете, я могу, например, критиковать флористику с точки зрения профессиональной, в плане, как это исполнено, как это выполнено в палаточках, мимо которых мы проходим, но я никогда не скажу ни единого слова человеку, который там работает, потому что у нас есть все условия: у нас есть теплый офис, у нас есть оборудованное место, у нас есть человек, который поможет, потащит, перенесет и так далее, а у них этого ничего нет. Им приходится самим всё это делать. Это очень каторжный и физически тяжелый труд. Часто меня просто удивляют дамы, девушки, женщины - они прибегают с горящими глазами: «Я хочу собирать цветочки. Как это прекрасно. Как это замечательно». И хочется им посоветовать. Есть такой правильный совет. Если вы захотели, может быть, этим делом заниматься и возникла такая мысль «а вот может быть я стану флористом» или «может быть, я когда-нибудь захочу открыть такой свой бизнес» (неважно, это салон цветов, который без интернет-магазина, или это интернет-магазин, это не принципиально), очень легко себя проверить. Пойдите в любой салон или в любой магазин и просто попроситесь помощником флориста хотя бы на месяц. Если вы это выдержите, то вы поймете, вы увидите всю подноготную, потому что вот эта внешняя красивая картинка – это только верхушка айсберга, которая скрывает в себе всю работу, которая происходит.

Елена Женина

- Да, как-то об этом не думаешь, когда заказываешь букет. Давайте сейчас мы уйдем еще на одну музыкальную паузу и потом поговорим. У меня еще есть пара-тройка вопросов, которые я вам задам в конце передачи.

Георгий Сухаржевский

- Отлично.

(Музыкальная пауза)

Елена Женина

- И еще раз добрый вечер. С вами я, Елена Женина, и Георгий Сухаржевский. Я хочу спросить. Мы очень много сегодня говорили о цветах. Наверное, больше мы даже говорили о сервисе, о построении этого сервиса и о том, как угодить клиенту, потому что это действительно обслуживание высокого уровня. А есть же какие-то секреты такие, да? Понятно, что покупать цветы мы уже будем в одном месте. Я просто хотела спросить, как прийти и показаться таким матерым, знающим человеком, который разбирается в цветах. Я вот знаю, что есть какие-то…

Георгий Сухаржевский

- Кстати, у вас орхидея дендробиум или цимбидиум?

Елена Женина

- Что-то из этой серии, чтобы сразу там все – раз и упали. Но есть же какие-то секреты хранения цветов, чтобы они долго стояли дома. Потому что, когда ты покупаешь букет, особенно красивый, и даже если он по поводу, хочется, чтобы он радовал как можно дольше.

Георгий Сухаржевский

- Да, конечно. Вы знаете, есть базовые вещи, которые любят все цветы.

Елена Женина

- Аспиринчик?

Георгий Сухаржевский

- Нет, нет. Мы можем говорить про аспиринчик. У кого какие варианты – аспиринчик, сахарочек, что-то еще. Есть просто профессиональные вещи для ухода за цветами. Есть, например, «Chrysal» – это известная очень фирма, компания, бренд, который, наверное, практически всех флористов по всему миру обеспечивает специальными составами для ухода. В том числе к нашим букетам, к каждому есть… Если это не корзина, прикладывается пакетик «Chrysal», который вы можете высыпать в водичку, и он продлит.

Елена Женина

- Я так и делала. Я в прошлый раз так и делала.

Георгий Сухаржевский

- Да. Это продлит. Есть базовые вещи. То есть это достаточно частая смена воды, это подрезка стеблей.

Елена Женина

- А как же тогда этот «Chrysal», если мы его высыпали?

Георгий Сухаржевский

- Ничего страшного. «Chrysal» дает возможность три дня не поменять воду, то есть она гарантированно с этим средством не цветет, там не размножаются бактерии и так далее. Если у вас нет «Chrysal», то ничего страшного нет. Вы просто меняете воду каждый день и по чуть-чуть подрезаете. Есть вопрос просто, как правильно подрезать. Все разный подход проповедуют. Идеальный вариант – это ножом. Мало того, вообще идеальный вариант – под струей воды. Давайте просто вспомним биологию. В каждом стебле находятся крошечные сосудики (так же, как в нашей кровяной системе), и вода, значит, поступает к цветку. Нам же надо, чтобы цветок сохранился, и здесь важен такой момент, что когда мы работаем ножницами или секатором, мы всё-таки не отрезаем, мы пережимаем, то есть у него немножко другая функция. То есть либо этот секатор должен быть крайне острым, чтобы он действительно резал, не пережимал, не перетирал как бы края, а резал. То есть вы отрезаете, открываете новый срез, обновляется срезик, вы ставите в водичку, и водичка беспрепятственно подходит к цветку.

Елена Женина

- Понятно. Георгий, а скажите мне, пожалуйста, вкратце, какие у вас планы на будущее?

Георгий Сухаржевский

- На будущее? Мировая гегемония.

Елена Женина

- То есть вы будете везде-везде открывать какие-то свои компании, или вы будете дополнительно что-то еще присовокуплять к цветам?

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, когда мы придумывали наше название (оно достаточно долго рождалось, в муках), было несколько вариантов, и мы остановились на «Обрадовал.ру», потому что у нас была такая мысль и понимание (оно и сейчас есть), что всё-таки наше название подходит для чего угодно. И, наверное, когда-нибудь, в какое-то ближайшее, а может быть, не ближайшее время, мы запустим какие-то другие направления. У нас есть мысли, что, наверное, очень интересно под Новый год запустить направление, связанное с какими-то подарочными корзинами, интересно развивать какие-то отдельные вещи, связанные с кондитерскими изделиями. Есть много мирового опыта.

Елена Женина

- Можно же сейчас в пору кризиса с кем-то сотрудничать, договориться и…

Георгий Сухаржевский

- Так мы всегда сотрудничаем. Мы с вами разговаривали, есть ли у нас какие-то подарки? Да, конечно у нас есть. Мы ищем хороших партнеров, которые предоставляют именно какие-то уникальные вещи. Если, например, мы продаем мягкие игрушки, мы не просто стараемся обычных медведей, которые везде есть, продавать. Мы нашли замечательного российского мастера, причем далеко до «поддержи отечественного производителя» и «нет зарубежному ширпотребу».

Елена Женина

- Может, это, вообще, с вас началось? Может быть, мы чего-то не знаем?

Георгий Сухаржевский

- Всё возможно. Кто его знает? Они делают замечательные игрушки, самобытные. Называется бренд «Ворона́я», и они такие необычные. Они, может быть, даже на любителя, но на мой личный взгляд… Понимаете, я всегда стараюсь выбирать что-то, что нравится лично мне. То есть чтобы я, когда я буду разговаривать с клиентом или с кем-нибудь, я мог честно сказать: «А вот этот медведь самый клёвый».

Елена Женина

- Георгий, тогда у меня вопрос уже в заключение нашей программы. О себе в трех словах и пожелание нашим радиослушателям. Вот три слова о себе, потому что настолько разносторонний человек и настолько интересный, настолько чувствующий своего клиента и старающийся сделать лучше, что это очень здорово.

Георгий Сухаржевский

- Вы знаете, если говорить о себе… я не очень люблю о себе говорить. Есть у меня такая, мне кажется, самая важная черта, которая нужна любому человеку, не только владельцу бизнеса и человеку, который занимается бизнесом, – это оптимизм и вера в будущее, вера в свой продукт. Это самое главное. Потому что за эти пять лет было достаточно много ситуаций, когда ты приходишь домой, и у тебя руки опускаются, думаешь: «Господи, может мне всё это закрыть? Может, мне всё это продать? Зачем мне это всё нужно?»

Елена Женина

- Бывает, но мы не сдаемся. И пожелание нашим радиослушателям, которые нас сегодня слушали целый час и наслаждались нашим рассказом, интересными историями.

Георгий Сухаржевский

- Пожелание ко всем, оно очень, наверное, будет простое. Посмотрите вокруг себя, вспомните о тех людях, которые рядом с вами. Подумайте о том, что не только в дни рождения, не только в какой-то праздник, не только в качестве какого-то поощрения… нужно делать подарки просто. Понимаете, это очень важно. Я, как психолог, могу сказать, что человек, который дарит, а не получает, испытывает эмоций, адреналина и позитива в два, в три, в четыре раза больше, чем тот, кто получает.

Елена Женина

- Давайте друг другу дарить как можно больше.

Георгий Сухаржевский

- Дарите, дарите. Это точно.

Елена Женина

- Огромное спасибо за интересную беседу, за прекрасный вечер, за потрясающий совершенно букет. Я обязательно радиослушателям повешу фотографию, чтобы они видели, какие у меня букеты красивые. И в прошлый раз был какой букет, и в этот раз. А сейчас прям быстренький такой небольшой обзор в заключение передачи. Предстоящие выходные: что бы я посоветовала увидеть, услышать, куда сходить и как провести эти дни, потому что это тоже важно. Москва сейчас очень яркая, прекрасная и, действительно, развивается и бизнес, уровень сервиса поднимается и, соответственно, все развлекательные мероприятия, которые появляются, сейчас они тоже прекрасны.

Георгий Сухаржевский

- Может быть, я даже что-то добавлю. Есть одно мероприятие, о котором, может, вы не скажете.

Елена Женина

- Хорошо. На что я обратила внимание? Будет Праздник виноградной лозы. Это будет проходить не в Москве. Это Калужская область, Боровский район, деревня Петрово. Это яркий, сочный праздник, где будет дегустация долмы, шоколадного фондю, виноградного глинтвейна, других аппетитных блюд и напитков. То есть это будет очень здорово. Поэтому если вы хотите провести время на свежем воздухе, вкусно поесть, даже вкусное выпить и просто развлечься, потому что там будут и танцоры, и жонглеры, и фокусники, то, пожалуйста – Калужская область, Боровский район, деревня Петрово. Фестиваль «Пиратская станция «Love»» - это потрясающее, с размахом театрально-цирковое шоу на земле и в воздухе, завораживающие спецэффекты, удивительные костюмы, внушительные декорации, и фирменный череп в наушниках в центре постановки - неизменный символ Фестиваля. Будет он проходить в совершенно удивительном месте «Stadium live», которое действительно по своему размаху тоже очень хорошее и красивое, и там проходят потрясающие мероприятия. Это будет 17 октября вечером, в десять часов - прекрасный субботний вечер. Еще очень необычное такое мероприятие, которое будет, - «Ярмарка винила». Будет проходить в мотокафе «Энтузиаст». Несколько московских магазинов виниловых пластинок и частные коллекционеры собираются вместе выставлять припасенные сокровища. Есть люди, которые этим интересуются, которые этим болеют - вот, пожалуйста, милости просим. Они наверняка знают об этом событии и, тем не менее, вдруг кто-то еще захочет. Также 17 октября, в субботу будет день открытых дверей у Сколтеха. Сколковский институт науки и технологий будет рассказывать и показывать, что же у них происходит. Это будет происходить в Инновационном центре. В рамках «Сколково day» в программу включена экскурсия по территории камбуза Сколтеха и самого Сколково, а также велозаезд. Поэтому, милости прошу. Конечно, еще очень много кинотеатров сейчас делают всякие ночные показы, и даже будет транслироваться в одном из кинотеатров вечером опера, если кто-то не успевает в театр. А вы нам что расскажете?

Георгий Сухаржевский

- А я вам расскажу о том, что сейчас, всю неделю в «Аптекарском огороде» МГУ, который находится в центре Москвы, проходит замечательная выставка. Она называется «Рождение формы». Эта выставка посвящена такому редкому направлению во флористике, как «лэнд-арт» - вы можете прийти и прикоснуться. До конца недели она еще проходит. Вдохновитель - наш замечательный чемпион Росси по флористике, господин Филоненко. Приходите. Очень интересные объекты. Мы на прошлой неделе всем кагалом, так сказать, профессиональным всё это ваяли. Я думаю, вы получите такое художественное, эмоциональное, позитивное. И, опять же, «Аптекарский огород» - это очень красивое место.

Елена Женина

 

- Спасибо огромное. Действительно, очень хорошее времяпровождение. Итак, сегодня с нами был Георгий Сухаржевский - компания «Obradoval.ru» по доставке цветов, разных подарков и радости, в целом. И я, Елена Женина. До новых встреч в эфире. Я вас очень люблю и рада всегда, что вы меня слушаете. До свидания.