Делает ли образование нас счастливыми?
Асель Джумасейтова (А.Д.) - Добрый день, дорогие друзья! Вы смотрите и слушаете общественное радио «MEDIAMETRICS KZ». Нашу программу можно увидеть на сайте radiomm.kz и на нашем канале в Youtube. У микрофона Асель Джумасейтова. Программа «Сила знаний». В гостях у нас сегодня человек очень известный в образовательных кругах не только Казахстана, но и ближнего, и дальнего зарубежья – Гаджиев Фуад бей (Г.Ф.). И сегодня мы говорим на тему «Делает ли образование нас счастливыми?». Фуад бей, очень рада видеть вас!
Гаджиев Фуад бей (Г.Ф.) - Спасибо большое!
А.Д. - И хотели бы затронуть сегодня такую тему, которая касается каждого без исключения. Наверное, сегодня только ленивый не старался найти какие-то недостатки в существующей системе образования. Некоторые, наоборот, находят преимущества. Не могли бы вы сегодня нам дать ваше видение той ситуации, которая происходит в целом в образовании, в образовательном процессе. И мне бы очень хотелось, чтобы мы затронули непосредственно какое сейчас образование – какое образование дают на начальной стадии, во время школы, и конечно же, мы затронем университет. Я знаю, что у вас очень большой опыт работы в университетах Казахстана, дальнего зарубежья. И вот ваше видение необходимо для того, чтобы узнать, каковы же современные тренды образования и куда же ведет этот вектор?
Г. Ф. – Спасибо большое, Асель ханум. Добрый день, уважаемые зрители. Вопрос очень большой, очень широкий. И я не уверен, что мы сегодня уместимся в рамки сегодняшней передачи, но мы постараемся это сделать. Скорее всего, то, что я буду говорить касается может быть, моего личного отношения к образованию, может быть, моего личного опыта, все-таки более 35 дет в образовании. И было время, и возможно, скажем так, наступило время, когда многое переосмысливаешь, подходишь по-новому. То, чем ты руководствовался, то, что ты считал в образовании верным и даже очень правильным вектором 10 лет назад - сегодня пересматриваешь. Частенько мои студенты когда-то, ныне преподаватели, мне говорят: «Фуад бей, а вы же 10 лет назад нам предлагали совершенно иной стиль и теперь предлагаете совершенно противоположное». Ну, жизнь меняется – ответ простой – жизнь меняется. Итак, смысл вообще образования. Поговорим немножко об университетском образовании. И естественно, коснемся, наверное, и школьного образования, поскольку эти вещи неразъемные. В чем смысл образования в целом и, в частности, университетского образования. Самый большой смысл, наверное, в том, чтобы сделать человека счастливым. Счастливым потому, что 3-4 года, проведенные в университете, 5 лет – не важно, в университете это большой достаточно период в жизни человека. И смысл этого периода – помочь человеку сформироваться. Я не буду говорить сформироваться, как специалист. Смысл университета сформировать некие ценности, которые даст возможность нашему студенту или нашему будущему выпускнику поменять мир к лучшему. Это, наверное, главный мотив – менять мир к лучшему. Если ты, я, он, она может поменять мир к лучшему, наверное, вы согласитесь, что каждый из вас будет себя чувствовать немножко более счастливым, чем вчера. Ощущение счастья… оно дает невероятную мотивацию жизни, ощущение счастья придает смысл твоей жизни – Всевышний не зря тебя создал, ты что-то сделал для людей. Сделать для себя – это дает такое локальное удовольствие: оно теряется. А когда ты делаешь что-то полезное для других, ты понимаешь, что ты сам в глазах своих растешь, самооценка зашкаливать начинает, даже если вы помогли человеку перейти улицу - вы сразу становитесь лучше для себя, вы понимаете, что вы сделали что-то хорошее. Так вот, образование в результате этих знаний, навыков, скиллов вы получаете некие инструментарии, которые позволяет вам приносить что-то полезное людям. И через это вы становитесь счастливым. Это, наверное, главное, что… По крайне мере, для меня, к чему я пришел, может быть последние несколько лет, пройдя через многие тернии, ставя себе многие вопросы какие-то: а там ли мы? А правильно ли мы что-то делаем? И то, что мы меняемся в отношении к образованию – это, наверное, естественные вещи. Знаете, о счастье я немножко еще чуть-чуть дальше, наверное, несколько примеров приведу. Знаете, я выступаю часто перед школьниками в разных городах страны, в Казахстане. И часто задаю один и тот же вопрос и жду ответа от школьников, которым 17-18 лет и меня радует, поражает и в то же время радует, что всегда есть школьники, которые отвечают на этот вопрос с такой удивительной степенью взрослости. Вопрос: куда в конце концов тратит деньги миллиардер, который честно заработал деньги. Вы хотите заработать большие деньги. Как вы заработаете это честно, не воруя. Понятно, что вы должны людям принести какие-то услуги, товары. И в ответ на это люди у вас, покупая эти услуги и товары, принесут вам эти средства. В итоге вы расширяете свои производства и так далее, и так далее… вкладываете еще в расширение. Наступает некий момент, когда заработанные вами огромные средства… ну, нельзя же вкладывать в то, что будет приносить еще больше с финансовой точки зрения Вы начинаете думать о том, что есть, наверное, как-то по-другому нужно обществу ответить. И на вопрос куда в конце концов девают деньги, огромные деньги тратят известные люди в мире, ставшие мультимиллиардерами. Как правило, в каждой аудитории один-два школьника отвечают – на образование, на благотворительность тратят. Да, в конце концов наступает момент истины, когда ты возвращаешь обществу, ты возвращаешь обществу то, что тебе общество дало. Закон сохранения универсальный. Невозможно только брать, надо возвращать. Возвращать. И еще один пример в каком аспекте возвращать: можно адресно возвращать можно безадресно. Асель ханум, такой вопрос. Предположим вы в школьном возрасте, вы хотите получить… на образование не хватает средств. Вы просите: «Фуад бей, а не одолжите ли вы мне какие-то средства?». Я с удовольствием говорю, Асель ханум, предположим, что вам 17, мне 60 и я обращаюсь к вам на «ты»: «Асель, возьми, пожалуйста, эти деньги, я тебе даю их в долг. Когда заработаешь, тогда и вернешь». Какие ощущения у вас возникают в процессе обучения, ну вот я вам дал в долг? Вот такой вопрос вам.
А.Д. – Не, ну, конечно у любого человека возникнет чувство благодарности к тому человеку, который ему дал и конечно достигнув какого-то уровня. Этот человек захочет, чтобы определенную сумму денег или в каком-то другом эквиваленте вернуть тому человеку, который ему помог.
Г. Ф. - То есть вернуть мне долг, да? Нормальное, естественное человеческое желание – вернуть долг и освободиться так сказать, камень скинуть с плеч. Душа станет спокойней – я вернул долг. И я уже не буду думать о другом каком-то человеке, может еще кому-то сделать. Нет, я вернул долг, я спокоен я начинаю думать дальше о своей семье о своей карьере. А теперь представьте ситуацию. Вы нуждаетесь в этих деньгах для образования, находится какой-то человек, вы его не знаете, вы его не узнаете, вы не поймете откуда эти деньги пришли, без адреса совершенно. Вам дают денежки, и вы, получив эти денежки, вы не можете вернуть их кому-то, потому что непонятно откуда эти деньги пришли. Просто нашелся добрый человек, который вам дал эти деньги. Итак, какие ощущения у вас возникнут, что вы сделаете? Я обычно это у школьников спрашиваю, хотелось бы, например, немножечко у другого поколения спросить, да? Какие ощущения у вас возникнут дальше, вот я дал вы проучились, вы встали на ноги. Что у вас внутри, первое какое-то желание. Возможно, я ошибаюсь, но тем не менее, я спрошу это у вас. Поскольку наша передача – диалог. Мой вопрос теперь к вам.
А.Д. – Ну, в данном случае тоже есть благодарность, конечно же. И все равно остается какое-то незавершенное дело, которое нужно будет потом реализовать свои возможности реализовать свой долг, пусть это будет не мистеру Х, не какой-то компании, а вот долг вообще перед обществом, которое помогло…
Г. Ф. - Перед обществом. Ну, вот это хотел бы я услышать. Потому что, как правило, школьники отвечают: надо сделать это кому-то. Я помогу кому-то и это состояние, это не возвращение долга, а сделать для будущего. То есть, это превращается в некое свойство характера, помочь: я был в этом положении мне кто-то помог, а теперь я помогу, и я тоже останусь инкогнито.
А.Д. - Одно маленькое доброе дело порождает одно большое доброе дело, которое известно в экономике и вообще в обиходе как эффект мультипликатора. Действительно, посеянное маленькое зерно оно даст свои плоды либо это будет большое дерево, которое будет кормить других. Так вот, мы подошли как раз, что образование – оно необходимо.
Г. Ф. – оно и делает нас счастливым. У нас выработалась некое качество – быть полезным людям.
А.Д. - Ну а как вы думаете, Фуад Асланович, если мы говорим сегодня, делает ли образование нас счастливыми? Я думаю, что за последние 20 лет – 30 лет критерии счастья они поменялись. Если 30 лет назад счастье было - это работать вместе, работать в рамках какого-то определенного режима. 20 лет назад, после распада Советского Союза счастье было совсем другое: выжить где-то устоять, сейчас мы, наверное, мы перешли больше от общества, которого занимается работой вместе, от коллективного общества к индивидуализму и соответственно и значение счастье меняется. Тем более, оно разное, когда мы говорим, если образование среднее, если мы говорим, что это университет или послевузовское. Потому что то, о чем вы говорите с этим абсолютно согласна, но ведь оно характерно именно делиться добром, хорошим, это когда человек достигает какого-то рубежа: у кого-то раньше, у кого-то позже. Поэтому, что вы скажете насчет этого?
Г. Ф. - Ну, как вы заметили, что образование - это инструментарии сделать человека счастливым. Когда мы говорим, что университет, школа, предположим; университет в основном, я придерживаюсь больше этой точки зрения, университет – это инструментарий, который позволяет предлагать обществу счастливых людей. Все такие понятия, как «специальность дает высококвалифицированные кадры, которые готовят университеты, которые будут приносить пользу экономическому развития общества…» - поверьте, это все инструментарии, некие слова. 4 эти года, естественно, мы тратим для получения неких скиллзов, некоторого количества, если угодно знаний, которые они используют чтобы стать счастливыми. Ведь, если вы не произведете нечто, обычно это с помощью знаний, технологий каких-то и т.д., если вы не произведете, вы не сможете отдать это обществу, оно не сделает вас богатым, может быть, и счастливым. Кстати, можно быть и богатым, и счастливым. Можно быть и бедным, и счастливым и это тоже правильно. И так нужно получая, обучаясь в том же университете, основные ценности – это человеческие ценности, которые абсолютно не то, чтобы важны – они бесценны. То есть, 4 года университет тратит не просто на то, чтобы привить какие-то знания, скиллзы, нет. Знания, скиллзы, поверьте, допустим, программист и прочее, можно получить на улице, за один год стать кодером хорошим и так далее и так далее. А куда деваются эти 4 года? Эти 4 года жизни в коллективе, жизни в статусе студента жизни в некоем сообществе, которое тебя меняет, и ты меняешь это сообщество, которое тебя меняет, которое ты меняешь. И ты растешь, у тебя проявляются некие ценности, эти ценности могут меняться, но в конце концов, на выходе, ты выходишь с пониманием, с некой философией, жизненной философией. А полученные знания – это твой инструмент. Это очень важно, чтобы понять, что 4 года – это мои университеты, скажем так. 4 года – это время не просто для приобретения знаний, скиллзов и прочего. Это –время, когда мы растем, меняемся, и начинаем чувствовать себя ответственными членами общества, ответственными за принимаемые решения. Выход из университета, выходит человек, который ответственен за принимаемые решения, принимает ответственные решения, грузит себя этой ответственностью, умеет грузить этой своей ответственностью, старается менять мир и пусть это будет локально. Менять глобально мир – начни с себя. Глобально мир поменять - это иллюзия. Нужно менять свое окружение, менять себя. Когда ты меняешь себя, ты понимаешь, что твое окружение тоже меняется. И в этом образование играет не приходящую роль. Люди пытаются частенько, наверное, многие их нас могут сказать, что мы пытаемся воздействовать на других, нет. Пытайся менять себя. Если ты меняешь себя окружение тоже тебя по-другому воспринимает и начинает изменяться, такой, как вы сказали, мультипликативный эффект. Добро имеет свойство распространяться. Кстати, я может немножко перейду к постановке вопроса, связали школьное образование, университетское образование. Да, чтобы стать счастливым сколько нам надо знаний. По крайней мере, иметь, чтобы дальше идти, двигаться в правильном направлении? Знаете, я полагаю, что есть много интересного в школьном образовании Казахстана, очень много позитивного. Особенно в техническом. Есть определенные трудности, связанные, я бы даже сказал, с ментальностью людей. Вот, высшее образование. Возможно это у нас в СНГ, возможно, это в восточных странах с нашей республикой, я такое же наблюдаю, например, в Азербайджане, не меньше. Такое ощущение, что цель не счастливого человека, а цель непременно поступить в университет после окончания. Общество не может поменять эти ценности, что обществу важен каждый член этого общества, который может сделать хорошее на этом месте. То есть нужен стране и повар, обществу нужны и повара, обществу нужны сварщики, обществу нужны, если угодно им, я условно скажу, каменотесы, к примеру. Обществу нужны все те профессии, они могут меняться – это другой вопрос. Но необязательно эти профессии получать через университетское образование, отнюдь. Есть такое ощущение, что в обществе не очень уважительное отношение к профессиям, если они пришли не через высшее образование. То есть, ты получил университетское образование, к тебе в обществе более высокое отношение. Но если ты не получил, то отношение скажем так, не очень уважительное. Возможно я ошибаюсь, принимаю, но это мои внутренние ощущение, скажем так личностные и, это создавшееся в обществе, такой подход, такая оценка, она на самом деле достаточно негативно влияет на свободу. Человек может что-то делать, не поступая в университет, например, что-то создать свое. И ему говорят, особенно дома, надо поступить в университет. Особенно слово «надо». Вот это вот немножечко общество должно это само в себе пересмотреть. Возможно, на это годы нужны. Конечно, внешний мир меняется, сейчас нет границ. Когда мы говорим, что вот в Швейцарии, например, половина школьников, находясь условно в 8-9 классе, половина школьников оставляет школу, занимаются профессией. А вторая половина думает, не факт, думает(!) возможно надо поступить в университет. А обществу нужны и те, и другие. Обществу нужны профессии, которые совершенно не нуждаются в высшем образовании. В итоге, в нашем обществе происходит переработка. Выпуск большой, а на выходе на рынке труда нет востребованных профессий. А тем более, когда профессии меняются чуть ли не каждые 3-5 лет, в силу технологий они меняются. Я, наверное, затронул в этом смысле больше социальный вопросы, но тут резкая связь с школьным образованием. Ну для меня, я не знаю, Асель ханум, вы закончили, наверное, 11 лет, я так думаю. Вот, в Советское время были периоды 11-летки, 10-летки, потом опять 11-летки. Вот я попал на 10-летку. Я учился 10 лет, в школу мы пошли в 7 лет, школу закончили в 17, поступил в неполных 17 поступил в университет. Ну, по месяцу, так уж мои отец и мать, так повезло, я родился в конце октября, но меня взяли в школу, почти в 7 лет, не хватило два месяца. Ну, все закончили школу кто-то в неполные 17 лет кто-то в полные 17 лет. Поступили в университет по своему желанию, кстати, тогда много поступало людей и в технический колледж, получали профессии. Вот в 17 лет в университет или в 20 лет в университет. Вот, если вы говорите о, скажем, предположим, в западном обществе, где в университет поступают далеко не всегда, окончив школу. Окончив школу, надо еще посмотреть мир, по выбирать, где лежат мои интересы, возможно я нащупаю свой интерес, и поступлю на ту специальность, которая мне интересна…
А.Д. – Я даже хочу сказать, что в западном мире не каждый поступает, не каждый считает это необходимым. Вот если посмотрите, в той же самой Великобритании, в США очень большое количество грантов на обучение именно для жителей, для тех, кто имеет гражданство этой страны. Есть конечно, международные стипендии, но большое количество именно на получение образование, на мотивацию получения образования самих, непосредственно, граждан. Хотя, как мы видим, что у граждан очень низкая заинтересованность, а если мы посмотрим, какова же заинтересованность в других стран, то она очень высокая. Вот как раз мы перешли плавно к другой части, о которой я хотела у вас уточнить. Если мы говорим, что образование делает нас счастливыми, тогда почему же многие в погоне за счастьем уезжают за рубеж. Вот, как вы знаете Марк Твен сказал, что есть ложь, есть большая ложь, наглая, есть статистика. Так вот, этот третий вид, статистика говорит, что каждый пятый выпускник ежегодно предпочитает получать образование за рубежом. И среди стран и университетов лидирует, непосредственно, это Россия и Китай. Ну, Россия – это понятно, отсутствие каких-то ментальных барьеров, тот же самый язык очень помогает учиться. А вот Китай. Как вы можете это прокомментировать?
Г. Ф. – Ну, если позволите, я прокомментирую обе опции – и Россию, и Китай. Опять же, как-то в одной из передач, это давно было, моя, говорит, точка зрения может не совпадать с официальной. Тем не менее, два больших соседа. Поэтому, их естественное огромное влияние на общественную, экономическую, политическую жизнь в Казахстане. С одной стороны, сосед, я имею ввиду, Китай, желающий войти в казахстанскую экономику, в казахстанское сообщество. Огромное население, половина территории Китая вообще это, так сказать, пустыни. Естественно, Китай хочет каким-то способом расширяться. Ну, с Китаем все просто, более полутора миллиарда населения. Эта страна будет пытаться экспортировать свое население на весь мир. В Австралии, в Мельбурне, вы заходите в пятизвездочный отел «три короны» - один из самых известных отелей Мельбурна. Внизу игорный дом, случайно вот зашел во время поездки, мне было интересно, что вообще из себя представляет вообще этот игорный дом – одни китайцы. Одни китайцы. Приезжают, играю, они оставляют невероятные деньги и отель принадлежит китайцам. То есть, китайцы всюду. Естественно китайцы в Казахстане – это тоже нормально. Но каков, допустим, раз китайцы приходят сюда, любая страна будет думать, что же будет через 10 лет с моим населением. Люди думают, а какой язык, к какому обществу мне надо быть ближе, чтобы выйти, чтобы подняться, чтобы не потеряться, чтобы быть востребованным. Поэтому изучение китайского языка начинается. Успешная экономика китайская – а что там? Желание пойти поучиться там, чтобы увидеть мир там, возможно не поучиться даже. Я более скажу, вопрос не в том, что мы едем туда, казахстанцы едут туда за знаниями. Поверьте мне, это не так. Но ближе, если им угодно, изучить язык, изучить ценности этого общества, быть в контакте с этим обществом, чтобы, если угодно, легче нам с ними общаться. Невероятно большой сосед. Как говорят китайцы: казахстанцы все знают друг друга в лицо, вас всего там 18 миллионов. Так вот, желание у людей, казахстанцев узнать о стране, потому что близкий наш сосед, узнать, как же все-таки… чудо китайской экономики, не было чуда российской экономики. Было чудо китайской экономики, было чудо корейской экономики. Корея забирает очень много выпускников, я вам так скажу, есть пару корейских университетов, не буду их сейчас называть, но они просто целенаправленно забирают из Казахстана вот уже 10 лет самых сильных выпускников на огромные стипендии, победителям международных олимпиад под 1000$ в месяц стипендии, ну, и так далее. Человеческий капитал – он нужен всем. Россия очень просто. Россия забирает огромное количество казахстанцев потому что в России есть демографический фактор. Чтобы экономика росла нужны люди. Аксиома номер 1.
А.Д. - Фактор производства.
Г. Ф. – Да, чистый экономический фактор. А тут, откуда брать? Естественно от соседа. Россия думает очень правильный с точки зрения своей страны, невероятно простой ход, далеко идти не надо – тут есть сосед, оттуда и заберу. Как это сделать? Легко! Почему предлагают большие стипендии, возможность остаться. Российский рынок невероятно большой. Экономика очень гибкая, она не утопает. Эту экономику невозможно никакими санкциями утопить, очень большая страна, очень много ресурсов. Так вот Россия забирает с Казахстана – проще всего. Потому что Казахстан исторически наиболее близок.
А.Д. - Особенно, я бы хотела сказать, что вот те же стипендии, которые, вы сказали, в российских вузах, это ведь не крупнейшие, которые находятся в Москве, Санкт-Петербурге – это те же университеты, которые находятся в приграничных регионах между Казахстаном и Россией. Вот оттуда самый большой поток
Г. Ф. - Поток туда точнее, да. Самый большой поток туда. Неважно куда. В точности показывает то, что… В принципе, эти университеты тоже достаточно крепкие, я имею ввиду Томские, Омские университеты – крепкие достаточно университеты. Большой разница между петербургским, я прямо скажу, и томским – большой разницы не будет. Но с точки зрения отношения России так или иначе всем через год предлагают не вид на жительство, а просто взять гражданство. Там рынок гораздо больший, бесконечный рынок. Из России ведь тоже много уезжают. Не просто не растет население из-за демографического фактора, очень много уезжают из-за рождаемости плюс из самой Росси уезжают. Поэтому, возникает огромный разрыв, ведь российская экономика идет все время в минус и это надо заполнять. Проще всего, хотя бы уехавших заместить.
А.Д. - Замечательно. Тогда получается выбор Китая, России он связан непосредственно с тем, что будет в будущем, тем, кто остаются здесь, когда они выбирают университеты или специальности, или как мы сейчас называем, образовательные программы, они смотрят уже на какие-то другие факторы. Наверное, нашу программу прослушивают родители, которые помогают, ну, такова ментальность, иногда даже решают…
Г. Ф. - Да, решают.
А.Д. - Мы правильно затронули, что за рубежом прежде чем поступить в университет, абитуриент перед тайм-аут для того, чтобы определиться что он хочет. В данном случае, у нас образование звучит таким обязательным человеком. «Адам бол» – как говорят у нас и образование в этом тебе поможет. И родители, даже посмотреть на опыт других университетов, они видят, что всегда лидируют на первом месте – это специальность финансы. Наверное, у родителей финансы всегда связаны с какой-то долей уверенности, что в будущем их дитя найдет работу, или будет обеспечивать финансово.
Г. Ф. - Да, именно, только так. Маркетингово звучит, феноменально. Финансы. Такое ощущение, что их дитя станет председателем банка.
А.Д. - За последние 10 лет, что хорошо в Казахстане, увеличился спрос на технические специальности. Это конечно IT, это, конечно, цифровизация, это, конечно, мобильные приложения и все что связано. Ну и помимо этого, потихонечку, ну это связано с ростом экономики. Потому что я всегда, когда говорю, кто же является настоящим клиентов университета? Все думают, ну студенты? Нет. Родители? Нет. Для кого мы готовим? Для кого готовит университет? Они готовят для компаний. Вот спрос идет конечно, со стороны компаний. Вот как вы смотрите сейчас на эти тренды внутри Казахстана?
Г. Ф. - Ну тренд то, что для компаний это, скажем, тренд 21 века. Если в средние века образование шло, если угодно, из религиозных учреждений, медресе, и в религиозных учреждениях, церкви. За образование они встали: философское общее образование, математика, философия – все вместе. Если скажем, в 20 веке больше шло от государств. Но сейчас все дальше и так дальше будет, все больше будет идти образование, мотивированное бизнесом. И крупные компании, хотите верить тому или нет, если даже не изначально, то в какой-то момент начинают входить в образование. Потому что первый фактор, извечный фактор, фактор человеческий, фактор кадров – кадры нужны всем. Причем происходит изменение технологий, постоянные изменения идут каждый 5 лет, а дальше еще будет учащаться это все, изменение в требуемых обществу специальностях, нужны ли юристы? ты не просто юристы, а IT-юристы, адвокаты со знанием IT, медики и так далее. Техническое образование, знаете, я сторонник немножко другого подхода. Есть университеты, называть их не буду, в Казахстане есть уважаемые университеты, которые принимают на техническое образование, и на первом году обучения этого технического образования нет никакой математики. Хотя принято допустим техническое образование, IT – там нет математики вообще. Это, я думаю, это провокация. Это просто провокация. Потому что математика формирует некий стиль мышления, особенно, если речь идет об инженерном образовании, возможно не сами знания математические, а вот тот стиль, тот вторичный эффект, который остается, он совершенно необходим для инженерного мышления – это подпитка большая. Так вот, в техническом образовании есть еще один фактор – фактор гуманитарный составляющий. При составлении да, допустим, учебной программы, мы всегда сторонники того, чтобы в каждом семестре был какой-то гуманитарный предмет. Гуманитарный предмет совершенно необходим, не просто разбавить. А очень важно, чтобы вначале начинались скажем, какие- то ораторские искусства. Человек, как сказано у одного выдающегося сатирика, есть 4,5-минутный ролик Жванецкого, когда отец сыну пишет. Чему же учить дальше, ты будешь своего сына учить, а чему его дальше учить: «Сынок – говорит, - Миша, не забывай об одном, что непременно надо научить ребенка трем вещам: грамматике, математике и умению общаться с людьми». Так вот, математике, потому что некий стиль мышления. Грамматике – очень важно кстати, многие наши студенты, к сожалению, не умеют, это в школе что ли так происходит, не умеют писать толком. То есть мало студентов, которые следят за пунктуацией, мало студентов… Я понимаю, жизнь поменялась, да, поколение Y, Z, где все можно посмотреть, ты не можешь объяснить, что некие вещи ты должен сам уметь доказывать.
А.Д. – когда есть кнопка на компьютере, сделать. Потом все вернуть, исправить…
И потом посмотреть в интернете. Мы не понимаем это опять же, отцы и дети. Скажем так, мы не понимаем их ценности, возможно они правы. Но если работу я проверяю и, если я смотрю, что у моего студента первого курса, вот он предложение формулирует, вот письменная работа и в итоге она забыл в сложноподчиненном предложении поставить запятые. Доченька, сынок, ставь эти запятые. Мое отношение к тебе меняется. Я буду ценить того, кто грамматически правильно пишет, потому что: «Ух, ты! Грамотный человек! С ним легче будет работать».
А.Д. – Мой учитель по русскому говорил, что запятые расставляют акценты. Они позволяют нас определить, где главное, где второстепенные…
Г. Ф. - На самом деле, я вам теперь скажу, что было в моей жизни. 4 я получал по математике, устные ответы – все пятерки. Контрольная работы, это 9 класс, учился в 10-летке, кстати, этого хватало вот так 10 лет. Надо еще подумать зачем нам нужно 12 лет обучения, вопрос руководителям образования. 12 лет, ему уже борода отросла, а он еще в школу ходит. Пусть он в 17 заканчивает, правда, есть эффект и социального характера, куда-то его надо девать, безработица может появиться. О тем не менее это головная боль страны правительства. Ну, в 19 лет ему сегодня еще в школу ходить, ему уже жениться надо, а он еще в школу. Как он женится… ему надо социальный статус поменять, пока он не прейдет в статус другой, он не почувствует ответственность. Пока он не поступит в университет, здесь совсем другой. Здесь ответственность перекладывается на него. В школе ты как? Пошел вернулся, бум-бум-бум – робот. А тут другое. Как только ты заходишь в университет и говорят, ты сам должен делать, ты сам ответственность, и ты начинаешь грузиться этой ответственностью. Как только ты начинаешь грузиться этой ответственностью – расти начинаешь. Ответственность появляется, и ты быстро растешь. Так вот изменение статуса школьника на статус студента надо проводить как можно быстрее. Да в 10 лет в четвертой четверти я не знал куда себя девать, и не только я, мои со-классники. Мы ждали, когда же это закончится. А тут он должен 12 лет, как тут с ума не сойти, когда 21 век на улице, когда скорости невероятные, три года 70-80-х годов по своей эффективности они равны сегодня одному году 21 века. А ты еще его заставляешь в 19 лет в школу ходить. Ему 19 лет, еще раз говорю. 12 лет находиться в статусе школьника – это сознательное сдерживание роста развития члена этого общества. Об этом надо сильно подумать. Я понимаю, люди, когда придумывали или пробивали, лоббировали 12-летнее образование скорее всего они подпитывались опять же выдающимися в этом смысле роль Великобритании. Она управляет, очень тонко управляет мировыми процессами в частности в образовании.
А.Д. - Она создает тренды.
Г. Ф. - Да, она создает тренды. Чтобы поступить в британские университеты с трехлетним образованием, надо иметь 12-летнее образование в школе. Зачем я должен думать? Нам привили, понимаете, привили вот это. Думая о том, что я закончив 12-летку здесь, буду учиться в Британии. Это сумели так привить нам однако же! Так вот, в этой же самой Британии, не все идут 12 лет обучаются же ведь, там половину населения идет работать, проучившись там 0 лет. А наш-то не идет работать после 9-летки, у нас ментальность другая. У нас апашка, аташка: «Да учись, университет, университет…». А то, что он теряет время в университете… бумажка нужна. Не нужна эта бумажка. Сейчас бизнес, которому нужны готовые кадры, поверьте мне. Вот не зря говорят, встречают по одежке, провожают по уму. Посмотрят на диплом, ну если у тебя диплом университета, но ты не можешь мою работу сделать, который мне приносит доход и значит я тебе тоже оплачу, но, если ты мне не приносишь доход, как я тебе буду платить? А вот там, парень с Аркалыка, который замечательно сделает мою работу. Я его возьму. Бизнесу он нужен. А ты найдешь другое, так сказать нишу, это другой вопрос. Поэтому, не дипломами измеряется, а навыками, скиллзами, умениями, насколько ты можешь быть полезен работодателю, ну и, соответственно, обществу, в том, что ты выбрал. Выпускники университета тоже будут полезны обществу, естественно, но другая ниша возможно окажется тут. Вот эти вещи здесь очень важны и связаны вот с 12-летним образованием, опять же, мое личное отношение. Я себя счастливым человеком чувствую, учился 10 лет и не чувствую, что есть какие-то очень большие, явные пробелы в моем образовании. Наверняка, они есть, но я как-то счастлив. Особенно, скажем, я не чувствую себя инвалидом в этом смысле. Есть еще другой аспект, когда дети поступают, опять же такой вот менталитет, родители советуют очень часто. Ну надо понять, что, конечно, все родители хотят хорошее счастливое будущее для своих детей, но частенько это переходит в медвежью услугу. Все хотят хорошего для своих детей, но жизнь-то этих детей не родители будут жить дальше. Каждый будет свою жизнь жить. Когда мы ошибаемся при поступлении в университет, это не ошибка. Это нормальная, в половине случае, это ошибка, это когда ведущий тебя увел, ты стал видом. А есть еще и другие, 18 лет, 17 лет – не важно. Молодежи свойственно меняться. Поступил на одно, почувствовал, что это, всю жизнь думал, что это мое, а столкнувшись с реалиями, я понял, что это не мое. В последнее время есть позитивный тренд – дети начинают меняться, не боясь начинают бросать университет, переходить на другую специальность.
А.Д. - Я абсолютно с вами согласна. Недавно только я читала статью о том, что 10% тех, кто учится в медицинских университетах, именно где-то уровня 4-5 курс. Считай, 4-5 лет их жизни была потрачена на обучение одного, а сейчас они полностью переходят вообще в другое направление. О чем это говорит? Что человек понял, что медицина это не его, и нашел интерес в себе, нашел спрос со своей собственности… И когда приходят студенты переводники и видят, что они закончили в медицинском университете… я к чему это говорю, это связано как раз с 12-летней школой. Ведь 12 лет – это 12 класс, чтобы закончить все эти общеобразовательные предметы. И когда он приходит в университет, у него есть три года, чтобы получить все необходимые назовем так профессиональные навыки. Причем, знаете, образование… этимология этого слова - это значит «форма». К сожалению, не «счастье», согласно нашей передачи – придание какой-то формы. Придание какой-то формы, даже китайский иероглиф, который можно нарисовать: «образование» - это «форма» означает.
Г. Ф. – Формирование.
А.Д. - Да. Мы создаем из них или вы непосредственно в университетах фигуру…
Г. Ф. - Я продолжу, прошу прощения, ваше сказанное. Мы формируем, чтобы сделать счастливым. Свяжу все под критерии счастья.
А.Д. - Под критериями, да, под критерии того счастья того, что у них имеется. Вы затронули про бизнес, бизнес, как я сказала, есть клиенты университетов. Давайте поговорим о… у нас нет такой специальности, у нас нет такой программы, чтобы стать предпринимателем. Вот эти вот так необходимые, модные названия entrepreneurial skills. Навыки предпринимателя. Насколько их реально получить сейчас? Насколько они востребованы? Была очень интересная работа, в которой я частично принимала участие, была изучена база данных по «Болашак», по стипендиальной программе «Болошак». Там порядка 11 тысяч респондентов отвечали на вопросы, статистика. И вы знаете, те, кто учился за рубежом – очень высокий процент, потому что у них есть обязательства вернуться отработать здесь определенное количество лет, очень большое количество становятся предпринимателями и эмпирические исследования показали, что становятся именно те, кто учился на технических специальностях. То есть, не возраст, ни пол, ни образование, уровень бакалавр, магистратура и так далее, включая повышение квалификации не играют роли. Играют технические специальности. Вторая часть исследования была основана на том, чтобы изучить, почему. Вот, что вы там получили за рубежом, что вы здесь стали успешными предпринимателями. Ответ, который получили был связан с тем, что они сказали: посмотрев, какая жизнь там, мы поняли, что можно изменить у себя
Г. Ф. - Изменить мир к лучшему, опять же, как в начале нашей передачи мы сказали. Прекрасный вопрос. Опять же со своего примера. После возвращения в 96-ом году в Турции, я был тогда профессором математики в ??? университете, Измире. 90-ые годы, такие бешеные 90-ые годы, неудачные вложения – я потерял все и еще оказался в долгах. Нашел еще двух, таких же, как и я, оказавшихся в долгах. Мы организовали свою компанию, стали зарабатывать, по тем временам очень приличные деньги стали зарабатывать. Был IT бизнес: программирование было, были курсы, продажа оборудования компьютерного. То есть, я оставался одновременно профессором в университете, который я рассматривал только так: приходил, читал раз в неделю лекцию и уходил в компанию. Так вот, ощущения свои. Маленький бизнес, это малый бизнес был, у нас, в разное время доходило количество сотрудников: три человека, которые являлись владельцами малюсенькой компании в 15 человек. Мы работали практически 24 часа. А теперь эффект. Вы знаете, какое это удовольствие и напряжение и ответственность каждый месяц думать о том, что тебе надо платить зарплату людям. Ты бизнес делаешь. И ощущения: и ответственность, и удовольствие, понимаете, надо делать все с удовольствием. Вот это удовольствие, ты будешь платить, то есть, благодаря деятельности, за которой ты ответственен, эти 15 человек плюс их семьи получают подспорье, они кормятся благодаря твоей компании. Это начало экономики. Малый бизнес, ну вы экономист, мне как бы не приходится дискутировать на эту тему, ну, наверное, вы скажете, что все-таки основополагающий в экономике является малый и средний бизнес. Без развития не будет и большого бизнеса. Малый бизнес - это индикатор экономики. Чем больше малых бизнесов, тем более и экономика страны сильно, тем более, с ней считаются, тем более, она свободна, общество начинает регулировать эту часть налогами и законодательством и так далее, открывает людям дальше возможность. Чем больше людей участвует в малом бизнесе, открывает свои бизнеса, тем более развитее становится экономика. И мировое сообщество на самом деле, понял это давно, капитализм собственно на этом и стоит. Ну капитализм это мы придумали, когда-то большевики придумали это слово – капитализм. На этом и стоит. Надо давать возможность людям запускать предпринимательские скиллзы эти. Чем больше в обществе людей, которые хотят открыть свое дело. Несмотря на то, что 98% умрет этих дел, тем больше вероятность того, что это общество будет сильно продвигаться в рост. Экономический рост будет более устойчив. Поэтому, развитие предпринимательских скиллзов, вот этих качеств, навыков, оно является если угодно, оно в конце концов приходит к национальной безопасности: образование, возможности предпринимательства – это все национальная безопасность страны. Чем больше в стране людей, которые хотят открыть свой бизнес ошибаются, но только на ошибках и учатся. Никто же в этом мире не учится на чужих ошибках. Если кто-то утверждает, что можно учиться на чужих ошибках, я сильно буду сомневаться в этом. Я лично, учился только на своих ошибках. Пока головой об стенку не ударишься и кровь не потечет, так ничему и не научишься.
А.Д. - Так получается, образование за рубежом технические специальности, дает еще побочный эффект, что вы получаете еще эти навыки ведения бизнеса.
Г. Ф. - И не только технические, я имею ввиду.
А.Д. - Если мы посмотрим по статистике, которое было сделано, по тому исследованию, по эмпирическому исследованию, что именно не только успешных, а большинство предпринимателей – это техническое образование, у них появляется возможность, желание вести бизнес.
Г. Ф. – и эти предпринимательские скиллзы, я еще больше скажу, что на самом деле эти предпринимательские свойства надо развивать в каждом человеке общества. Вот открывать, открывать… потому что вот, представьте, 100 человек открывает бизнес и 97 умирают из этих бизнесов, остаются 3. Чем больше вы в вашем обществе сподвигли людей открывать свои бизнеса не сто, а тысячу, опять умирают 97%, но осталось 30%.
А.Д. - Которые достаточно живучие и, которые действительно будут играть роль в экономике страны.
Г. Ф. - Абсолютно верно. А то, что это техническое образование ведется. Это в силу того, что стиль мышления технически образованного человека стиль мышления несколько иной, логика мышления другая. И это позволяет, возможно, в этом смысле больше создавать других бизнесов, именно технически образованного человека. Вот, я года два назад был представителем американского университета, очень известного университета, даже, скажем так, researching institute.
А.Д. - Исследовательский институт.
Г. Ф. - Да, исследовательский институт при университете. Он приехал в Азербайджан и мне просто сообщили, мой выпускник КБТУ, факультет информационных технологий, он написал мне, что профессор собирается ехать в Азербайджан и можно ли он будет консультировать правительство Азербайджана, и если хотите можете этой информацией воспользоваться. Ну, пригласили его тогда и попросили, я был здесь. И попросил ребят пригласить в University. Вот он там прямо сказал: та страна, которая сумеет привлечь в предпринимательство как можно больше человек своего общества, та страна имеет будущее, шанс остаться на ногах… И так вот, если вы не дадите людям здесь открывать новые бизнеса, не создадите этих условий, эти люди потекут в другое место, они будут в другом месте искать. Они хотят реализовать себя. Это очень важно. Тут такой эффект, мы с одной стороны я вот слышал такое, что сейчас чуть ли не в школы вводить основы предпринимательства, вот непонятно, кто это будет все читать. Это тоже вопрос. Нужно читать правильные вещи. Возможно, этот предмет он сам по себе не должен так стоять, его можно вклинить в разные предметы. Но если вы создаете, воспитываете желание разные бизнеса открыть и, если дальше в своем сообщество он увидит преграды, налоговые какие-то там и прочие преграды, которые не позволяют ему дальше открывать свой бизнес раскрывать, он просто тихо уедет за границу. Вот он еще один вариант оттока. То есть, если мы учим предпринимательству, я имею общество. Если пытается как можно больше людей вовлечь в предпринимательство, мгновенно нужно создать еще условия, чтобы они свои эти скиллзы свои желания открыть бизнес реализовывали здесь, в этой стране, а не уезжали куда-то с образованием. Понимаете, человек всегда ищет, где ему будет комфортно, человеку свойственно это, и он не будет смотреть, гражданином какой страны он является, где ему будет комфортно. Всевышний создал землю для человека, границы вещи это условные, где ему комфортно, свои ценности, национальные ценности – это другое. Если мои ребята, выпускники, работают в Силиконовой Долине, там 25 семей казахстанских, выпускников, в одном квартале живут. Условно, я назову это в одном квартале. Более - менее меняется 25-23. Но они семьями там живут – это казахстанцы, у них семьи, дети, то что они работают там, это плохо или хорошо. Но они участвуют в разработке продукции, которым пользуются сотни миллионов. Если он работает в гугле, фейсбуке работают, сотни миллионов пользуются продукцией. Это не made in Kazakhstan, но казахстанец принимал участие. Для Казахстана это огромная реклама. С другой стороны, никто же не говорит, что его дети не слушают казахскую музыку, или не читают Абая. Нет, они стараются, наоборот, стараются, оказываясь в другой стране, ты более остро ощущаешь потребность послушать свою музыку. То есть, любовь к родине. Здесь ты начинаешь ругаться свое: вот это не так, вот то не так! Да, это ругать – проще всего. А тут он не перестает ругать. Как бы сделать, чтобы здесь было хорошо – думает он. Вот я просто разговариваю с ними: «Вот, я там работаю, но я хотел бы это и в Казахстане сделать». Поэтому, ничего страшного в том, что он уезжает.
А.Д. - Просто образование дало ему возможность самореализации.
Г. Ф. - Совершенно верно. Личность – это главное, человек – это главное. Счастье.
А.Д. - А самореализация приводит к счастью. Вот мы вернулись, в принципе, к нашей отправной точке, когда мы говорили делает ли образование нас счастливыми? К сожалению, наше время подошло к концу, мы вынуждены прощаться. И хотелось бы напомнить, что гостем нашей программы был Гаджиев Фуад бей, декан факультета информационных технологий Казахстанско-Британского технического университета и сегодня мы вместе пытались найти ответ на столь непростой вопрос: делает ли образование нас счастливыми? Считаю, что вопрос такой обширный и требует обсуждения в наших дальнейших передачах, так что будем рады видеть вас, Фуад бей, у нас.
Г. Ф. - Спасибо большое. Желаю всем нашим зрителям счастья. Время по своей профессии я все-таки муғалим. А муғалимы любят много говорить, много рассуждать. Главное, что муғалим всегда рассуждает в своих примерах, жизненных примеров у муғалимов много, поскольку аудитория у него огромная, тысячи и тысячи студентов, школьников и так далее. Поэтому, все, что говорит муғалим, все что говорит в этом обществе, к этому надо прислушиваться, потому что только муғалим является, если угодно, тем источником пульса и тем больше будет прислушиваться общество и ценить еще муғалимам надо. Потому что как, есть такое слово, вроде бы, японский премьер, связывает его с японским премьером: как вы добились такого расцвета своей колонки? Мы просто муғалиму платим, решили платить муғалиму не меньше, чем министру. Почет не меньше, чем у императора, и свободы не меньше, чем у сената или депутата. Неприкосновенности, я имею ввиду. Это пожелание общее. Берегите муғалимов, берегите учителей. Это – цвет, это – будущее нашей страны. Потому что все в этом обществе и будущие предприниматели, и ученые, все проходят через учителей, особенно средних школ. Они формируют в нас те ценности, которые являются извечными. Дай бог всем нам счастья
А.Д. – Спасибо большое, Фуад бей, мне бы хотелось напомнить, что все наши программы доступны на сайте radiomm.kz, а также можно просмотреть на YouTube канале. Всего доброго, до скорых встреч.