Лигалайз: Разнообразие рэпа

 Лигалайз, рэп-исполнитель

 Окно в рэп

В детстве старший друг принёс раздолбанную, 200 раз переписанную кассету, выменянную где-то у старшеклассников в школе, и на ней был великий альбом великой группы N.W.A., главных и первых матершинников рэпа, начинателей гангста-рэпа. Я включил, и эти первые секунды меня поразили. В прошлом году, кстати, вышел фильм, посвященный именно этому альбому, у нас перевели его как «Голос улиц», он называется Straight Outta Compton.

Я сразу включил эту кассету, а там был такой козырь. И Dr. Dre сказал: «You are now about to witness the strength of street knowledge», и ударил этот тяжёлый барабан. И мне, тогда ещё 14 или 15-летнему подростку, интеллигентику, троечнику, но при этом чемпиону по каратэ снесло башню напрочь и навсегда. 

Рэп для меня оказался окном в мир, в жизнь, ко многим открытиям, в том числе и английский я поднатаскал через рэп. А потом, с появлением соцсетей открылся весь мир, и теперь я общаюсь с моими кумирами, которых слушал вот на тех самых кассетах.

Я подписан в Инстаграме на Snoop, это главный спамщик интернета. Сейчас новое веяние, это мамбл-рэп, это рэп-бубнёжка. Сейчас чем непонятнее ты выговариваешь, тем это моднее. А Snoop очень здорово выговаривает, но он гангстер, он же из настоящей банды, у него гангстерская эстетика, у них свой язык. Они же не просто так выдумывают сленги, а чтобы их не понимали те, кто их прослушивает, чтобы полицейские не понимали, и ты должен знать все их фишечки. Но это здорово, это интересно, это такой своеобразный фольклор, в котором мне очень нравится разбираться. 

Мне в кайф быть тем, кто я есть, заниматься своим скромным делом. Я рэп-исполнитель, рэп-артист. Я пробовал продюсировать и продолжаю, но все время сталкиваюсь с тем, что больший потенциал, как в артисте, вижу в себе самом. Когда люди приходят к своему логическому завершению и пику в какой-то деятельности, тогда они переключаются на другую. Но я вот этого пика ещё не достиг, продолжаю расти и развиваться. И мне в кайф. 

Рэп на русском языке

Сложно было поначалу. Конечно, английский язык другой. Я не из первой волны русских рэперов, передо мной были исполнители, группы, но всё-таки их потуги приводили к мысли, что русский язык для рэпа не предназначен, и на английском языке он звучит лучше. Проще рифмовать, меньше шипящих, меньше согласных, больше мягкости. Многие рэперы, даже русские, пропагандировали понятие, что рэп должен звучать всё-таки по-английски.

Даже в той группе, в которой я начинал, D.O.B. community, мы читали на английском вначале, я записал четыре альбома до того, как совершить революцию внутри моего коллектива и записать свой первый куплет по-русски. Наш русский язык настолько поэтичный, настолько наша культура полна классиками. Почему не может звучать наш рэп так же здорово, а то и лучше? Озадачился, в общем, этим моментом, посвятил несколько лет пристальному изучению того, как это делают американцы, как они подбирают согласные, как они вставляют в ритм свои фразы, слова, и попытался адаптировать русский язык. Если у нас длиннее слова и имеют больше слогов, то их просто можно на слоги разбивать. Это может звучать музыкально, можно играть гласными, согласными, аллитерациями, даже шипящие можно очень здорово использовать. 

Ligalize, мальчиш-плохиш, одетый в камуфляж,
Опять срывает куш, берет реванш, рифмами бьет наотмашь,
Уж если я вошел в раж, меня не остановишь,
Микрофон мой старый кореш, нас не разольешь водой.

Были у меня такие тренировки со слогами, такой ритмический пинг-понг. 

Эй, Ё, Амиго, лучше кричи тревога,
В противоположном углу ринга не кто иной как Лига,
Брать за рога быка — моя тактика, моя техника,
Взрывоопасна, как взрывчатка, крепка, как водка,
На подбородке татуировка, в руке бутылка пиво «Балтика»,
Ё, это Лига острослов, укротитель микрофонов,
Неприкасаемый, как Гарик Сукачев,
Не жалею я голов, не беру пленников,
Мой любой речитатив всегда взрыв, без вопросов,
Почувствуй силу слов, сынок, словесный мой кигбоксинг,
Тебя прямо в бок, как электрошок, я чародей, маг слиянья строк,
Да это так, это так, ведь DOB Community на месте,
Читай граффити по всему Moscow City,
Кричите: «ВАУ», когда нас видите,
Поднимите вверх свои конечности, их потрясите.


Дуэты рэперов с поп-исполнительницами

За мелодичностью гонимся, нужны всё-таки припевы для популярности трека. Когда ты выходишь на широкую аудиторию, ты хочешь, чтобы твою песню напевали. Рэп напевать трудно, поэтому заходишь через цепляющий припев. Поскольку не умеем петь сами, то зовём кого-то на этот припевчик, всё просто. 

Разнообразие рэпа

Для многих в нашей стране рэп – это Тимати. Люди, которые занимаются рэп-музыкой, говорят о том, что это вообще не про рэп. Во-первых, с доисторических времён я его знаю, когда мы начинали, мы делали проект Децл, многим известный, а он был его одноклассником, он с ним приходил в студию всё время. И он был абсолютно другим – очень скромный, воспитанный мальчуган, было незаметно вообще его присутствие. И вот это превратилось в итоге в такого монстра, в хорошем смысле.

Очень разная хип-хоп культура, сейчас уже внутри нельзя сказать, что рэп – это отдельный жанр. Внутри жанра уже миллион жанров. Есть поп-рэп, есть бандитский рэп, есть шансон рэп, есть клубный рэп, есть рэп комический, есть серьёзный, трагический, своя попса, свой рок внутри рэпа, вообще все жанры. Он такой многогранный, огромный. Тиман один из тех, кто для широкой аудитории преподносит рэп-музыку. Он, скорее, поп-артист внутри рэпа, и это здорово.

Я ничего не имею против поп-музыки, но хип-хоп культура оказала своё действие на всю мировую культуру, и сейчас поп-музыка не может существовать без влияния на неё хип-хопа. Хип-хоп оказывает влияние на моду, на то, как люди выглядят, как они разговаривают, какую музыку они записывают, меняют сленг, слово «хайп» теперь допустимо в употреблении. Владимир Познер может его употребить запросто сегодня. 

Группа Public Enemy – это величайшая группа в музыке, и их альбом 1988-го года входит в число 10 самых великих альбомов истории по мнению журнала Rolling stone неслучайно. Там заглавная песня была Don't Believe The Hype, Не верь хайпу. Я этот альбом, конечно же, раз в год переслушиваю, и когда я его переслушивал где-то год назад, я поймал себя на мысли, насколько вдруг этот слоган стал популярен сегодня. Как будто бы эта песня к сегодняшнему дню относится, Don't Believe The Hype. Через 30 лет название песни звучит актуально как никогда в сегодняшней реальности. И я подумал, что пора бы воскресить этот месседж и записал песню «Не верь хайпу». 

Чем отличаются американские батлы от русских

Наши в тысячи раз более популярны. Они нашли такой дикий отклик. Во всех странах, как ни крути, это нишевая история для знатоков. То есть сначала ты должен быть фанатом рэпа и только потом, если в нем сильно разбираешься, должен быть фанатом батл-рэпа, а внутри батл-рэпа вот эти батлы. Если сравнивать просмотры, там 20 тысяч просмотров на лучший батл, а у нас в 200 миллионов. 

Это нашло отклик, наверное - стресс людей, невыговоренность, крик души. То, что они орут друг на друга, вот этот гной, нарыв у людей скопился внутри. 

По-моему, даже пенсионеры знают, что такое панчлайн в нашей стране. И это здорово, это один из путей победы хип-хопа, я этому рад. Но нужно не забывать, что это только маленькая часть рэпа, точно так же, как нельзя ассоциировать весь рэп с Тимати, нельзя ассоциировать рэп с батлами, это только одна из граней большой-большой культуры. И надеюсь, что скоро приуменьшится, всё-таки нельзя настолько уже бредить этими батл-рэпами. Уже пора переболеть этим. 

Жизнь семейная

В клипе «Укрою» всё достаточно культурно, а с женой главное – доверие. Жена вообще у меня из шоу-бизнеса, она всё это понимает прекрасно. Она была первая, кто подбирала мне погорячее моделей для клипа. 

Посвящена песня только ей, и она это знает, и все это знают. Но я не буду её показывать для всех. Столько дебилов в интернете, что на первый негативный комментарий в адрес моей жены я могу сорваться и поехать в Челябинск, искать этого хейтера и бить ему морду. Я не хотел таких ситуаций, поэтому пригласил в клип профессиональную актрису, а не мою жену. У моей жены другая профессия – не быть в кадре. 

Я отделяю абсолютно личную жизнь, потому что я всё время на иголках, потому что у меня своеобразные отношения с людским хамством. Я не выкладываю практически фотографии семьи, стараюсь на расстоянии держать. Работа – это одно, моя жизнь – это другое. В моих соц. сетях мало про мою семью. 

У нас нет дома культа музыки, культа папы, я не слушаю рэп кроме как в наушниках. Но сын интересуется, естественно, он находит, сам уже пользуется интернетом.

Я не смогу запретить ему и запрещать ничего не буду, если у него будет это получаться. Многие мои друзья, кстати, говорят, что хорошо бы, чтобы твой наследник пошёл по проторенной дорожке. Не знаю, со мной не сработало. Например, мой отец, профессор химии, меня направлял и держал четыре года на одном курсе химического университета. Но как об стену горох, и здесь важно, чтобы была личность, которая выбрала бы сама для себя, свой путь нашла, если у него будет к этому талант, если у него будет получаться, если у него будет желание, если это будет его делать счастливым, то почему нет. Но если спрашивать моё мнение, то мне бы не хотелось. 

У меня старшая сестра, и как раз вот это поколение утюгов, фарцовщиков я наблюдал через её друзей. Не было шмоток, да, фарцевали.

Я как раз учился рядом с гостиницей «Космос», самой большой гостиницей. 

И, конечно, это была часть нашей повседневной жизни – поклянчить жвачку у иностранцев и так далее. Не было одежды, мы жили в стране с железным занавесом, у нас не было интернета, в магазинах было представлено 2-3 модели одежды, а за кроссовками Adidas выстраивались длинные-длинные очереди. 

Старшие мои знакомые, ровесники моей сестры, на разные спортивные костюмы пришивали вырезанные из кожи вот эти загогулинки Nike, рисовали, делали принты сами, то есть превращали простые спортивные костюмы, варили джинсы. И с детства у меня отпечатался их культ, и я сотрудничаю с компанией Nike уже много лет, они меня любят, снабжают, у меня дома коллекция кроссовок. Даже когда компания Nike проводит выставку редких моделей, они частенько ко мне обращаются. 

 

По материалам программы Ольги Максимовой «#Шоумастгоуон» на Радио Медиаметрикс

7 июня 2018 г.

Полный текст интервью на mediametrics.ru