Король Оранжевое лето. Вадим Степанцов

Вадим Степанцов, поэт, рок-музыкант, создатель Ордена куртуазных маньеристов и группы Бахыт-Компот

 

Рок-н-ролл и алкоголь

Для многих выход на сцену сопряжен с приёмом алкоголя. Для некоторых это абсолютное табу, они считают, что на трезвую голову нужно всё это делать. Кто-то выпивает 50 г для связок, чтобы коньяк, допустим, разогрел.

Трахтенберг покойный очень хорошую книжку выпустил, связанную с этим, называется «Вы хотите стать звездой». Очень всем рекомендую, это не литература совершенно и не мемуары, это что-то среднее.

У меня правило строгое, теперешние мои музыканты не злоупотребляют, как правило. Первое отделение надо быть обязательно трезвым, а потом уже для угара, поскольку приходится выступать не на стадионах, а в каких-то питейных заведениях, вторая часть Марлезонского балета – это уже единение с публикой.

Единение с публикой

Публика стала более воспитанной. Как по мне, за время с 90-го года по нынешнее люди очень сильно поменялись в лучшую сторону. И те, которых я вижу перед сценой, и те, с кем я езжу в общественном транспорте, а я часто езжу в общественном транспорте, да и вообще, общественный транспорт сам поменялся, сидения с подогревом. А люди этого не ценят и не помнят, какой ужас был в 90-х. А я вижу позитивные изменения и радуюсь им. 

Сейчас очень многие подростки, молодые люди вдруг начинают с большим удовольствием слушать музыку, которую слушали их родители. И это происходит на искренней волне. Но бывает так, что родители не при чем.

Зрителя и слушателя я уже давно своего определяю как человека, обладающего чувством юмора, с количеством извилин больше двух. В общем, мои зрители, мои слушатели, как правило, понимают то, что я излагаю и как я излагаю.

Много песен появляется совершенно других, не про трусы и угар алкоголя, веселье. Я, например, печалюсь за тех артистов, те команды, с которыми ноздря в ноздрю начинали, которые остались юмором в коротких штанишках, так сказать, ничего не поменялось. Просто смешон и юноша надменный, смешон и ветреный старик. Стареть надо красиво, чем я и занимаюсь. 

Старый багаж

Есть две категории людей, особенно если говорить о музыкантах. Одни с большим удовольствием используют свой бэкграунд, свой багаж, который был накоплен до этого. Константину Никольскому приписывается фраза: «Пусть новые песни сочиняет тот, у кого старая плохая». Я мог бы, наверное, колбаситься по кабакам до седых волос с «Пионервожатой», но неинтересно. 

Это уже давно выверенная формула, и большие артисты, и артисты мелкооптовых площадок, которым лень топтаться на одной песне, это совмещают, перемежают в концертных программах старое-новое. Это давно уже отутюженная практика. 

Музыкальная карьера

Сколотив пиитическое сообщество под названием Орден куртуазных маньеристов, я туда привлёк первокурсника литинститута Константэна Григорьева. Костя меня не то, чтобы научил петь, но заставил, скорее всего. И первоначально «Бахыт-Компот» был дуэтом, потом он стал трио, потом превратился в полномасштабный вокально-инструментальный ансамбль. 

В «Бахыт-Компоте» ещё играл на клавишах Константин Меладзе. Это на втором альбоме, когда я и двое моих музыкантов поехали в город Николаев, это 150 км от Одессы, по наущению Жени Фридлянда, он ещё тогда не был великим продюсером, он был просто директором группы «Браво».

Ему показали первый альбом «Бахыт-Компота». И Фридлянд мне говорит: «У меня студия в Николаеве, там сидит такой Ким Брейтбург и с ним ещё какой-то ботан, ты на него не обращай внимания, главное, найти денег на прожитье, а студия тебе бесплатно». И вот мы втроём поехали. Тогда братья Меладзе ещё были никому не известны. Костя Меладзе все ударные, все сэмплы подбирал, клавишные партии наигрывал, за что ему отдельное спасибо. 

Музыкальные проекты

Сейчас я больше увлечён своим новым проектом, он называется «Мастодонт», как и книжка, которую несколько лет назад я выпустил. Там в большей части лирика, она ироничная в разной степени, но всё-таки это о чем-то, что выходит за рамки вот этого молодцеватого ерничанья и розовой попсы, которой грешит группа «Браво». 

До этого мы назывались и «Степанцов», и «Бурлеск оркестр». Они выступают под этим именем, когда исполняют свои кавер-пародии, такая кавер-пародийная группа с цирковым замесом. Мы начинали с того, что тоже исполняли кавер-прародии, но с моими текстами, плюс песни, которые в «Бахыт-Компоте» давно и прочно забыты, мы возрождали вот это всё архивное. Потом стали рождаться уже отдельные вещи и очень лиричные. 

Есть проект Бедлам-капелла. Там мы исполняем романсы моего сочинения, присутствует и балалайка тоже. 

 

«Убей меня, красотка, на заре…». История в литинституте

В 1988-м году, когда уже вовсю бурлила перестройка, особенно в творческих союзах, Союза писателей она как-то не коснулась, а тем более жителей посёлка Переделкино и товарища Михалкова, в частности. Преподаватели литинститута снисходительно относились к студентам, если они экспериментировали, были не под гребёнку причёсаны. Как я сейчас понимаю, Михалков лютовал из-за меня вот почему, потому что он свою держимордовскую сущность мог проявлять десятикратно, потому что у него сын, Андрон, был жителем Соединённых Штатов, он свалил из-под папенькиного крылышка. А папенька, когда прочёл дипломную работу, то бишь сборник стихов студента Степанцова, поседел – сборник «Убей меня, красотка на заре», что по советским меркам былo не ах, как хорошо. И стихи, соответственно, были такие:

 

Убей меня, красотка, на заре

На крыше голубого лимузина, 

Убей меня, вынь печень и скорей 

Сожри её, в ней много витаминов.

Убей меня, разделай и сожри,

Ведь я твой враг, и значит, есть причина,

Чтоб утром, на рассвете, ровно в 3 

Убить меня на крыше лимузина. 

 

И старый киборг зашипел весь, контакты стали плавиться. Была неприятная история, но в результате прогресс победил, всё-таки перестройка настала и на нашей литинститутской улице.

А стихи прочитаю, которые уже стали песенкой: 

 

https://youtu.be/ymDDRDrhM9Q

 

Игра за ящик пива

В своё время играли за ящик пива, все так начинают. И у нас, и в Европе, и где угодно. Я в 2005-м году в одном клубике в Лондоне наблюдал целый фестиваль, туда приезжали ребята, которые играли Hard and Heavy, играли потрясающе, они там вообще ни за что играют, может быть, за бутылку пива. Офигительно совершенно, культура звука начинается с того, что каждый гитарист и басист привозит свой комбик, чего в наших клубах нет. И когда ты сидишь под колонками, играет вот эта громкая музыка, ты можешь вполне себе разговаривать с человеком рядом, и тебя слышат, и ты слышишь. Удивительно. 

 

По материалам программы Ольги Максимовой «#Шоумастгоуон» на Радио Медиаметрикс

22 февраля 2018 г.

Полный текст интервью на mediametrics.ru