Екатерина Гамова. Вспоминая о волейболе

Екатерина Гамова, российская волейболистка, десятикратная чемпионка России, двукратная чемпионка Европы, двукратная чемпионка мира, дважды серебряный призёр Олимпийских игр

Обычный день профессионального спортсмена

С 9 до 6 я работаю в федерации волейбола куратором молодёжных сборных команд, три возраста девочек, которых я курирую. Это периодические сборы, на которых я присутствую, соревнования, на которые мы вместе выезжаем, это основной род деятельности на сегодняшний момент.

Я не соня, встаю часов в 9, зарядки каждодневной нет, но я стараюсь ходить в фитнес больше для здоровья, чем для красивого вида, потому что мы, профессиональные спортсмены, отдали всю жизнь спорту. Когда ты долго не занимаешься, долго не даёшь телу физическую нагрузку, оно начинает болеть.

Поэтому нагрузка, не в том объёме, которая была раньше, но она должна присутствовать в твоей жизни постоянно. 

Я никогда не страдала лишним весом, я никогда не сидела на диетах, даже сейчас я не ограничиваю себя в еде, хотя я, на самом деле, не очень много ем. У меня нет трёхразового, пятиразового питания, это совершенно для меня неприемлемо. Я считаю, что у каждого человека должен свой график. Я кушаю два раза в день, и мне этого хватает. 

День начинается с завтрака, когда бы он ни начался. Я могу встать рано утром, позавтракать, например, ближе к 12, но завтрак всегда есть, и это поздний обед часа в 4-5-6. 

Когда я тренировалась, я кушала 3-4 раза в день: завтрак, обед, ужин, плюс полдники, плюс какие-то перекусы перед тренировками, играми, это совершенно другая история, то есть когда много энергии тратится, нужно пополнять ее с точки зрения еды. 

Дети и волейбол

Я могу принимать участие в тренировочном процессе, помогать, общаться, а иногда я просто отдаляюсь. Но это всё зависит от тренера, кому какая нужна помощь от меня, настолько меня и задействуют. Например, на прошлом чемпионате Европы в Албании я была как помощник тренера и сидела на скамейке всегда со всем тренерским штабом. Но это было пожелание главного тренера. 

Раньше я не понимала, как тренеры смотрят на игроков и говорят: вот этот будет играть, а вот этот ребёнок не будет играть. А когда я с этим столкнулась, я сама вижу, и это удивительно, на самом деле, потому что ты видишь физические данные ребёнка, они потрясающие. Но его психология, его психологический портрет – возникает очень много вопросов.

Когда дети уже начинают играть, когда происходят детские соревнования, с 12-13 лет начинается более-менее понимание, получится из этого человека что-то или нет. Ты это ощущаешь и видишь. Бывает так, что дети переживают очень сильно и очень эмоционально, хотя все люди разные. Мне все-таки ближе те, которые спокойные, твердо уверенные в себе и в результате. Эмоциональность – это здорово, но главное, чтобы не было страха, не должно быть истерично. 

В начале матча, игры, заплыва ты должен волноваться, и это нормально. Вопрос в том, можешь ли ты справиться с этим волнением, когда старт дан. Или ты не можешь справиться с этим волнением, оно тебя поглощает, не даёт тебе в полной мере раскрыться и показать то, на что ты способен. В этом отличие игроков топ уровня от игроков, которые не достигают. Это не только физические данные, но именно психология и внутренний стержень. 

Я не скучаю по волейболу

Я всё время говорю, что я не скучаю по волейболу. Я не хожу на волейбольные тренировки, я не играю для себя, я не беру мяч в руки. Все мои подруги, которые завершили, так или иначе играют в любительской лиге, или играют за Газпром, на соревнования ездят. Они мне говорили: «Год пройдёт, ты захочешь». Прошёл второй год, вот уже идёт третий год – желание во мне, в принципе, не просыпается, и чем дальше я нахожусь от площадки, тем мне спокойнее. 

Я вообще не скучаю. И это для меня очень радостно, потому что я знаю, как спортсмены переживают этот тяжёлый шаг, когда ты выходишь из насыщенной профессиональной спортивной жизни и попадаешь в обычную жизнь. Всё-таки мы не простые люди, мы полностью были подчинены одному делу. В какой-то степени мы даже беспомощные, потому что за нас покупали билеты, нас кормили, поили, а тут ты попадаешь в обычную жизнь.

Но, опять-таки, я анализирую, почему у меня так легко произошло. Во-первых, там было несколько причин. Уже была травма, и тренироваться через не могу, играть через боль – такое не пожелаешь никому. И это довело до такого состояния по отношению к волейболу. Плюс у меня хорошая семья, у меня замечательный супруг, это даёт мне определённую защиту и уверенность, что я совершенно спокойно шагнула в новую жизнь и ни о чём не жалею, совершенно с комфортно себя ощущаю. 

У меня была травма колена, которая мучила меня последние полтора года, и это было для меня стрессовое состояние, потому что у меня не было таких травм на протяжении всей карьеры, это изматывало очень сильно, потому что это и боль, и невозможность делать то, что я привыкла делать с лёгкостью. Поэтому она меня немножко подтолкнула, и спасибо, наверное, этой ситуации, потому что стало легче, когда я закончила со всем этим. 

Лидер команды

Я не любила тянуть одеяло на себя, я никогда не хотела быть капитаном команды. И даже когда у меня такой период был в Московском Динамо, я каждый год говорила: я не хочу этой капитанской палочки, мне это совершенно не нужно. 

У всех разное отношение к этой палочке, капитанству. Кто-то считает, что это круто, кто-то к этому стремится. По мне капитан – это какой-то завхоз, потому что капитан отвечает за все распорядки, за все организации, за общение с тренером. Поэтому я никогда не хотела быть капитаном. 

И «лидер» - слово для меня какое-то очень странное, я к себе его никогда не применяла и не хочу применять. Что такое лидер, я не понимаю просто. 

Есть многие игроки в команде, которые высказывают своё мнение на благо команды, на благо игры, и это не значит, что это должен быть один человек. Мы все вместе, и мы все делаем одно дело, которое должно привести нас к какому-то большому результату.

Это коллектив, это большая команда и это как обычная работа. То есть ты приходишь, делаешь своё дело, работаешь, невозможно дружить со всеми людьми, этого не бывает априори. У тебя есть с кем-то близкие отношения, с кем-то приятельские, с кем-то просто рабочие отношения. Ты приходишь, вы все вместе делаете одно дело, за пределами зала вы совершенно свободные люди, вы не должны ходить в обнимку и дружить, это совершенно нормально. 

Диагональный игрок

Я бесприёмный игрок, но я не классический диагональный, который стоит только во второй зоне. Я совершенно спокойно могла меняться в зависимости от команды, от соперников, с которыми мы играли. В последние годы, стоя на площадке, я поворачивалась к тренеру и спрашивала: «Куда?» Он смотрел на ту сторону и говорил: «Давай сюда, во вторую зону». В следующий раз в четвёртую. То есть для меня никакой разницы не было, во второй я зоне играю или в четвёртой. Кому-то это неудобно, для меня это не доставляло никакого дискомфорта, но это был плюс для команды, потому что меня спокойно могли оставить одну на блоке, если я начинаю углубляться и уже решать вопросы вдвоём с другого края.

Поэтому я своим молодым девочкам говорю: не нужно привязываться к одной зоне. Учитесь играть и там, и там, это сильно пригодится. Если у тебя есть возможность варьировать зоны, ты более полезен для команды. 

Как живётся с высоким ростом

Конечно, комплексы были, мало того, что я высокая, я ещё и очень худая была. 

Я ребёнок того времени, когда был Советский Союз, всё развалилось, и стала новая Россия, было сложное время, когда моя мама не знала, во что меня одеть. 

Мне повезло, у меня мама шила очень хорошо, но всё равно была проблема с обувью – 44-45 размер. Мне все говорят: такой большой. Я говорю: послушайте, но я же не 1,70 м, мне надо более твёрдо стоять на земле. Я даже при всём своём росте, при всех своих параметрах достаточно органично сложенный человек. У меня ноги, руки –, всё соответствуют тому, как я есть. Поэтому мне грех на что-то пожаловаться. 

Очень часто мне задают вопросы, где я покупаю одежду, обувь. Проблем сейчас вообще нет. В Европе, в России продаётся женская обувь и очень больших размеров, и очень маленьких, потому что знаю, что у женщин с очень маленькой ножкой такие же проблемы. Если задаться целью, можно всё найти. Не будете ни голыми, ни недолюбленными.

По материалам программы Елены Швец «Путь героя» на Радио Медиаметрикс

Полное интервью на mediametrics.ru