Валерий Сюткин: Я не талантливый в копировании

 

Валерий Сюткин, певец, музыкант, композитор, автор текстов  

ВИА 60-х

60-е – рассвет, оркестры. Там люди писали такие аранжировки, попробуйте заставить молодых музыкантов сыграть. Очень высокой квалификации музыканты играли. А вот ВИА играли больше для души, умели аккомпанировать, умели мыслить оркестровым звучанием.

Вот эта мода петь в унисон 20 человек, такое пение, как у костра, на бардов больше похоже. Обычно раньше пели солисты с интересными голосами, рассказчики. Здесь коммунальная советская общая история, пелась «Колышется дождь» доверительно, не обижая Юрия Федоровича, замечательный коллектив. Это прямо отдельное эхо, но, конечно, по мастерству только 60-е раньше играли, а мы все уже значительно слабее.

В последние годы интернет забит фотографиями советских вещей. Я в 60-е жил, это очень настоящее время. Почему я так люблю 60-е прошлого века? Потому что они во всём мире, мне кажется, были интересными. Не потому, что Beatles, Rolling Stones, Yardbirds и целый другой ряд уважаемых коллективов в музыке появился, а потому что фильмы 60-х я люблю. Любой фильм смотришь – столько в нём любви к жизни, итальянцы какое кино снимали потрясающее, «Новая волна» французская появилась. 

Сейчас такой унисекс во всём, не сразу и разберёшь. Идеологического аспекта в этой ностальгии у тех, кто там не жил, нет. Им просто интересны такие приборы, время, прикольно, как говорят.

Кавер-версии

Я абсолютно не востребован, как вся румынская литература, такими программами, как «Один в один», «Точь-в-точь» и т.д., потому что я не талантливый в копировании. Сейчас ребят, которые владеют ремеслом копирования, гораздо больше. Совет мне дал бывший клавишник группы «Парк Горького» Коля Кузьминых: «Никогда не искажай тембр. Песня – это то, что ты хотел сказать. И даже если ты поешь на английском, твоя задача скопировать, ты рассказываешь историю. Обязательно переведи, про что это и просто рассказывай, но ноты интонируй чисто, только ноты, а голос свой не надо. Если ты пытаешься спеть Тома Джонса, у тебя всё равно не получится вот с этим хрустом, от мужского низа это подать. Это будет дешёвая пародия на сэра Тома Джонса, поэтому пой с ухмылочкой, не надо это давить из себя, и будет искренне, органично и хорошо». Это был очень полезный совет, поэтому не буду выпускать каверы. 

 

Секрет вечной молодости

Мне кажется, что мы все имеем то выражение лица, которые просто заслужили. 

Как говорят в шоу-бизнесе, первую половину жизни ты работаешь на ботокс, потом ботокс работает на тебя. Не делайте этого. Просто чуть-чуть больше доброты, вот чего не хватает в лицах современных наших красавиц. Там есть всё: уход за кожей, они все очень ухоженные, иногда напоминают модель человека. Но там отсутствует полностью то, что делает женщину привлекательной: доброта и нежность, вот этого нет вообще теперь.

А мужская красота – это самоирония, по возможности щедрость, потому что с возрастом желание заработать уступает желанию сэкономить. Экономить мы все хотим с возрастом. Но если над этим работаешь и делаешь какие-то щедрые вещи для людей, то выглядишь лучше. 

https://youtu.be/j8Fh7mpTu_I?si=LTeIwZJCqUIuhMyx

Тихая музыка 

Мы один из самых тихих по звуку ансамблей. Когда я попадал, скажем, к «Машине времени» на сцену, то я ловил себя на мысли, что если бы я играл на гитаре на такую громкость, я бы оглох давно.

Поэтому мы играем очень тихо на сцене. Я музыкантов гоняю страшно. У нас нет никаких ушных мониторов, ничего. Я говорю всегда: барабаны звучат, играйте под живые, не давайте в монитор ничего, вы привыкните, и ровно через 5 минут в Олимпийском я играю точно так же, как и в маленьком зале на 50 человек. В моём мониторе только мой голос, а музыкантов я слышу из их мониторов. Когда тихо звучит, ты рассказываешь историю, а когда громко, ты начинаешь орать. А песня – это то, что ты хотел рассказать. 

 

О проекте «Голос»

В проекте «Голос» инструменталисты сумасшедшие, владеют голосами отлично. Теперь мы поняли, что уникальным делает то, когда человек не копирует Уитни Хьюстон, а поёт как-то так, что глаза закрыл и сказал.

Сейчас многие поют под Григория Лепса, но Грише надо отдать должное. У него смесь сочинского ресторана, где он пел всё, что шевелится с хард-роком, что делает его тембр, его эти ноты за гранью понимания. Вы его с трёх нот узнаете, для этого и нужен артист.

Задача любой певицы – не овладеть мелизмами, как это делает Mariah Carey, а петь так, чтобы вас всегда узнавали.

В проекте не важна личность, важен продюсер, и в проекте всех можно поменять местами. А Розенбаума Александра Яковлевича нельзя заменить на другую еврейскую фамилию человека, может быть, талантливого. Это будет другой человек. Он один такой, с таким тембром, вот с этим семиструнным строем «Только пуля...». Вот эта осечка у Александра Яковлевича по гитаре – так хрен сыграешь, только он может. 

История с мемами

Перед вами сидит принципиальный парень. Я абсолютно самоироничный человек. Мик Джаггер сказал: «Если я на обложке, мне вообще плевать, что про меня пишут на 59-й странице». Но моя мама в инете увидела в первой тройке вот это: «Бей бабу по лицу». 

Когда я обратился в юридическую службу Роскомнадзора, я сказал: «Я ничего не требую, я всё понимаю, уберите, маме неприятно, всё будет нормально». Ответ мне понравился: «Да пошёл ты, да кто ты такой, какой-то там рокер, Сюткин, кому ты нахрен нужен?» То есть никакого уважения, просто знаешь, пошёл ты в пешеходную. Ну я и пошёл. И где теперь ребята на российском пространстве? Никого. Я потратил на это время, силы, и спасибо юридической команде, которая выполнила.

Тема плагиата

Как-то раз Андрей Сергеевич Кончаловский, когда поздравил нашу семью с Новым годом, дал афоризм, и я тут же перезвонил и сказал: «Андрей Сергеевич, а можно я это возьму?» Он говорит: «Валера, во-первых, это не моё, это древняя китайская мудрость: прощайте быстро, целуйтесь медленно, любите искренно и веселитесь неудержимо. Во-вторых, запомни на всю жизнь, хорошая шутка не стареет, а меняет автора». Хорошая мелодия не стареет.

Не то, что я слушаю и копирую, бывает, где-то слышал, в подкорке сидит, но рекомендую всем не попадать в такие ситуации. 

«Любочка», песня у Макаровой Маши, такая же гармония у английской команды Radiohead. Там не перепутаешь, там настолько кривая гармония, что понятно, откуда навеяло.

Жанна Агузарова

Я вспоминаю наше общение с Жанной, и там отсутствовало такое понятие, как разговор двух нормальных людей. То есть вопросов к Жанне много, ответов на них фактически не получаешь. Поэтому дистанцировавшись на хорошую приятельскую дистанцию, общаемся очень уважительно, надеюсь, взаимно. Ближе - нет. 

 Музыка протеста

Знаете, я трусоватый по своей натуре, я абсолютно подхожу под правило, о котором Жванецкий говорил, я его цитировать не устаю: «В жизни всегда есть место подвигу, главное – оказаться подальше от этого места».

Вначале были хулиганские у нас штуки. Мы выступали на физтехе в основном, потому что в начале 80-х полностью перекрыли концертную жизнь в Москве, я имею в виду для групп, которые исполняли песни, не принадлежащие перу советских композиторов. «Машина времени», «Високосное лето», «Рубиновая атака», «Альянс», «Браво» – это все коллективы, которые полуподпольно выступали. И физтех был одним из тех мест, где ребята из комсомола этим занимались, как -то они умели организовывать.

И мы всё время выступали раз в неделю в кофейне в физтехе. Там был театр миниатюр аэрофизиков, КВН, которые читали свои интермедии, очень смешные. А героями этих интермедий были два персонажа: Сулейман Сулейманович Кадыров (не надо связывать фамилии J), и Лев Абрамович Каскад. 

Для того, чтобы сделать им приятно, я стал сочинять песни про жуликов, а фамилии позаимствовал у них, чтобы у нас было полное взаимопонимание с физтехом.

https://www.youtube.com/watch?v=iMwO_53IC3w

Король вялого фитнеса

Перед вами король вялого фитнеса. Я занимаюсь в любимом World Class, в принципе, делаю какие-то движения на кардиотренажёрах. На каждую тренировку я надеваю халат, он входит в стоимость, сажусь в кресло и говорю сам себе: «Тебе это надо сегодня, Валера?» И не всегда, но процентах в 10 организм говорит: «Ни в коем случае». Я так и продолжаю сидеть, строить планы на будущее, залезаю в телефончик.

Лёгкий и независимый 

Прежде, чем открыть какую-то дверь, я всегда думаю, как я буду оттуда выходить. Поэтому, когда меня зовут, неважно, по партийному признаку, по политическому мнению, я всегда занимаю независимую позицию, потому что хотелось бы позволить себе роскошь иметь своё мнение.

А вот любая ошибка – это как немножко неправильно открыл дверь, и потом ты уже не можешь выйти назад, потому что ты уже влип. Поэтому лёгкий, а независимым быть стараюсь.

Опять же, из интермедии Жванецкого: «Вы пробовали зашвырнуть комара? Он не летит, куда его бросаете. Нет, он летит, но сам по себе и плюёт на вас. Вывод: надо быть лёгким и независимым». Очень мне понравилось. 

https://youtu.be/cB3D1yzoYl0?si=PBNNRDngDoVQbbVl

Что влияет на успех

Желание заниматься этим делом, именно своё желание, тебе должно это нравиться самому. Удача должна тоже сопутствовать в любом деле. На мой взгляд, самым естественным и благородным является физический труд для мужчин, что-то в них есть, в этих мужиках. Они не такие многословные, как я, но зато они очень настоящие.

Вообще мужчина-актёр немножко меньше, чем мужчина. Женщина-актриса чуть выше, чем женщина. Так устроен мир, потому что это женская профессия, на самом деле.

Но есть Олег Басилашвили – человек, который лишён этих недостатков и который уже в профессии показал, насколько глубоко он к ней относится. Евгений Лебедев был старой школы. Ну и современные – Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Маковецкий, это мастера уже, которых нельзя упрекнуть: ну что же Вы, мужчина, актёрством занимаетесь.

Заниматься любимым делом

У меня есть твёрдое убеждение, когда ты начинаешь делать чужую работу, кто-то начинает делать твою. Поэтому я сосредоточен на своей, раз. И второе, к сожалению, любой бизнес сегодня, даже шоу-бизнес отчасти, это в какой-то мере обмен неприятностей на деньги, вот так это выглядит. То есть будьте готовы, что будут неприятности, которые вы будете обменивать на желание.

Когда я ушёл из проводников зарубежного сообщения в артисты Мосэстрады, потерял десятикратно в зарплате, и мне женщина, которая со мной тогда была, сказала, что я немножко не в себе, так не поступают мужчины. Ты эти копеечки куда-нибудь положи себе поглубже, а мне такие деньги не приноси. И мы расстались, естественно, очень легко и быстро. Но прошло лет 10, я вышел на уровень, который значительно превышает, если бы я остался работать там же, где я работал. И, во-вторых, он имеет массу приятных моментов, потому что я своим любимым делом занимаюсь. Вывод – успеха всегда достигает человек, который выбирают себе жизненный путь и не дёргается за быстрым длинным рублём влево, вправо или назад. Надо заниматься тем, что тебе приносит удовольствие. Искать резервы для того, чтобы достойно обеспечивать свою спутницу, это задача мужчины. Ну, и себе чтобы тоже было интересно, тогда ты будешь счастливый человек.

Так будет впечатление: жить с ней больше не могу, а пристрелить жалко будет, потому что она весь мозг вынесет. У вас будут срывы, в общем, погоня за деньгами ничего хорошего не влечёт. Но у кого-то бывает органично. У меня есть друзья, которые одновременно говорят по трём телефонам, ещё при этом отзывчивые, не потеряли какого-то нормального человеческого отношения. Но это определённый талант, я так не умею, моя жена говорит, что я зашоренный. Если я завинчиваю шуруп, меня лучше не трогать, я не умею делать два дела одновременно. Мне не дано. 

 

По материалам программы Евгения Додолева «Мимонот» на Радио Медиаметрикс

6 апреля и 30 ноября 2016 г.

Полный текст интервью на mediametrics.ru