Андрей Климак: «Рассмешить человека сложнее, чем заставить плакать»

Андрей Климак, актёр театра и кино, клоун, актёр «Снежного шоу» Вячеслава Полунина

Клоунами становятся или рождаются?

Я думаю, что рождаются. Когда я в гости езжу домой, мне все друзья говорят, что однозначного ты родился не в этом месте, поэтому и уехал заниматься клоунадой. 

Вспоминая былое, ты понимаешь, что был какой-то хор, музыкальная школа. Я помню, даже вальс танцевал, мне нравилось рисовать, играть в футбол, слушать музыку, петь. Я не любил решать геометрические формулы. Единственное, что нравилось, пробирочки, которые взрываются, меняют цвет, а всё остальное было не моё. Наверное, я творческий был с детства, я собирал корабли, самолётики, очень детально, мог очень долго пилить. Хотя не скажу, что я усидчивый человек, но если дело требует того, то я, конечно, очень долго могу сидеть, резать, шить, вышивать. 

Клоун Вязаный

Вязаный, потому что у моего персонажа костюм – это вязаный халат, и шапочка вязаная, носик вязаный, то есть бабочка из ниток, из клубочков, всё подвязано, собрано. А кличка появилась абсолютно спонтанно, ее дал Вячеслав Иванович Полунин после кастинга. Когда я попал на кастинг, прошёл и уже тусовался в этой снежной тусовке, Слава не мог меня найти и спросил: «А где вот этот, ну как же его, вязаный?» Вот и закрепилось, и уже практически шесть лет в «Снежном шоу» Вязаный. 

Когда я делал первый грим, который у меня появился, это в конец 1995-го года, когда я попал в клоунскую группу у себя дома, на Украине, мне его, в принципе, придумали. Мне его предложили, нарисовали, я посмотрел –классно, наверное, моё. Человек подбирает грим исходя из того состояния, в котором он находится, или исходя из того, что ему нравится, или на кого бы он хотел быть похожим. Поэтому у меня были большие глаза, всё было угловатое, острое, чёрные губы. Костюмы все были из сэконда, и это для нас был просто рай. Девочки нас уже ждали просто в сэконде, потому что только клоуны могли прийти и купить те вещи, которые у них никто никогда бы не купил. Мы выбирали что-нибудь интересное, яркое, необычное. 

Как-то у меня не срослось с обучением, я не поступал в конкретный цирковой институт, в школу цирковую или актёрскую. У меня не было высшего актёрского образования, а просто сложилось так, что я познакомился с ребятами, окунулся в это, и когда вышел на сцену, отыграл первый номер, просто почувствовал, что вот этим я хочу заниматься. Мне кажется, у любого человека есть такой момент, просто либо он его принимает, несмотря ни на что идёт к этому, либо он не принимает, или боится, или не уверен и откладывает.

Я думаю, что живого человека заменить невозможно, тем более на сцене. Ни одна медиаформа, ни один спецэффект не заменит человеческий фактор, не заменит эмоций, которые может дать актёр, выходящий на сцену, говорящий текст или играющий пластический театр. 

Первый опыт

Когда ты встречаешь в своей жизни дело, от которого ты получаешь колоссальное удовольствие, то ты просто ныряешь в это. Тем более, тогда мы были молоды, никто не думал о больших заработках, достатке. Это был просто кайф, команда, которая каждый день тусовалась, что-то придумывала, выплескивала это куда-то, нам хотелось что-то делать, это было практически бесплатно, но это было классно. Мы ездили в соседнюю деревню, пригород, и там директор совхоза вместо денег давал полхрюшки, тушёнку, чтобы как-то отблагодарить артистов. Был очень долгий период, когда группа распалась в связи с очень тяжёлым экономическим состоянием страны. Ребята разъехались зарабатывать, нужно было как-то жить. Я определённое время просто занимался другими вещами, но эта мечта всегда крутилась в голове. И в какой-то момент я уехал в Киев, пробовал – не сложилось, не было уличных театров такого масштаба, как сейчас. О цирковом я даже не думал, потому что в возрасте 25 лет – какое цирковое, уже старый пенёк. 

Я занимаюсь театральной клоунадой, мне нравятся уличные перформы, как клоун на улице тоже работаю. Во-первых, цирк – это другая площадка, есть специфика работы. Для меня цирковой клоун должен быть трюковым клоуном, это клоун, который выходит и может отработать любой номер, либо сделать подводку под любой номер, прыгнуть сальто, пройтись по канату, очень широкий спектр.

Театральная клоунада

Театральная клоунада у нас, к сожалению, жанр, который очень слабо развивается в связи с дороговизной площадок. Не каждый клоун может снять себе зал, собрать людей и провести спектакль. Поэтому этот жанр особо и не рекламируется, не продвигается, люди о нём мало знают, и, по сути, клоун для людей – это либо цирк, либо анимация, которая приняла сейчас характер огромного масштаба. И она в какой-то мере тоже стерла эту грань между клоуном и аниматором, потому что люди перестали воспринимать клоуна как профессионального артиста.

Аниматор – это абсолютно другая профессия, тоже очень тяжёлая и замороченная, которая требует колоссального времени, разработок мероприятий, постоянно новых костюмов, текучка людей. Это застрелится можно просто. Но, к сожалению, это настолько стерло грань, что для человека клоун – это цветной костюмчик, парик, и всё. 

Клоунада – это настолько чудодейственный жанр, он очень близкий к человеку за счёт своей иронии, за счёт своей лёгкости, подачи, ты можешь близко подкрасться к человеку, к его внутреннему состоянию, и что-то ему шепнуть. 

Есть потрясающий тарабарский язык, на нём можно говорить с кем угодно, в любой стране мира. Язык пантомимы, это же не зря придумано столетия назад, язык маски, это всё очень мистические штуки, которые работают вне зависимости от того, какой цвет кожи, какой язык. Если у тебя есть что сказать, то, я думаю, люди тебя услышат. 

«Снежное шоу»

Смешно так было, утром звонит моя знакомая: «Спишь? Быстрее просыпайся, Полунин в Москве, быстро на кастинг». Я только кладу трубку, звонит другая знакомая актриса: «Полунин в Москве. Давай быстрее на кастинг, я тебя уже записала». Я позвонил туда, уточнил, меня действительно записали. Не скажу, что я был нацелен попасть именно в «Снежное шоу». Но мне было очень интересно познакомиться со Славой – мировая звезда клоунады, человек с потрясающим прошлым, настоящим и будущим. Я ехал, скорее, даже поконтактировать, поговорить, пообщаться. Приехал на кастинг, привёз свой сольный номер, вышел, отработал, у меня уже был вязаный костюм – и прошёл. 

Нас потом всех собрали, мы пообщались, я спросил разрешения прийти на следующий день, мне было интересно, кто из ребят что делает. Там я узнал о Жёлтой мельнице, которая под Парижем, о карнавалах, меня это всё заинтересовало, думаю, ух ты, как классно. Я всегда хотел путешествовать по миру, а тут бац – и «Снежное шоу».

Мы ездим с периодичностью, то есть это же не стационар, поэтому график ненормированный, сейчас шесть недель были гастроли, но не больше двух месяцев. Слава никогда не ставит больше двух месяцев, у него есть такая позиция. 

Шоу всегда меняется, каждый день разное. У меня друзья, которые ходили один раз, второй, третий, пятый раз, и всё время говорят: «Слушай, пришёл, посмотрел – и опять другое». Потому что каждый день артист выходит со своим настроением, со своим внутренним миром, мы же меняемся, сегодня ты делал одно, завтра ты делаешь другое, а послезавтра третье. Кайф в том, что ты можешь этот образ постоянно аккумулировать и вращать, придумывать, доделывать, лепить его постоянно.

Детские спектакли

Если спектакль детский, то он должен быть по таймингу меньше, чем взрослый, дети устают быстрее. И он должен быть более сбитый из номеров, или тема должна меняться быстрее, потому что ребёнку, особенно сейчас, нужна информация, он схватывает очень быстро, ему нужно новое, новое, новое, иначе ему становится скучно.

Если для взрослого можно держать паузу, долго смотреть, вдохнуть, и все тоже вдохнут и будут ждать, когда же он ответит ему да или нет. Ребёнку это не нужно, он уже всё понял, ему нужно дальше.

Когда я делал спектакль «Маленькие истории» и для взрослых, и для детей, приходилось компоновать, чтобы было интересно и ребёнку, и маме, и папе, и дедушке, и бабушке. Но всё равно по ходу спектакля ты просто слушаешь зал. И если понимаешь, что можешь где-то потянуть, паузу немножко дать взрослым, 

напряжение, если ты слышишь, что дети не устали, и никто не говорит: «Мама, когда пойдём домой, всё, надоело», то можно подержать. А если где-то что-то зашевелилось, то пора быстренько переходить дальше. Мне кажется, любой актёр должен слушать зал. 

По материалам программы Евгении Горкиной «Горкина правда» на Радио Медиаметрикс

6 апреля 2018 г.

 

Полный текст интервью на mediametrics.ru