Олег Нестеров («Мегаполис»): Месседж современному поколению

Олег Нестеров, музыкант, продюсер, лидер группы «Мегаполис»

Кино - нефть 60-х

Всем известно наше оттепельное кино, как оно блистало во всём мире и каждый год завоёвывало призы в Каннах и Венеции. Эволюция была прервана в какой-то момент, причём даже в 2 момента. Первый раз – это было в феврале 1963-го года, когда случилась встреча Хрущева с интеллигенцией и была посвящена целиком кино, разбиралась по косточкам картина «Застава Ильича». Всем досталось по полной, и на следующий день на Мосфильме было закрыто 12 картин.

Второй метеорит, конечно, упал после Праги, когда стало понятно, откуда ждать беды. А кино – это высочайший уровень воздействия на умы, плюс ещё это были, конечно же, деньги. Вы не поверите, но 50000 киноустановок кормили в СССР всё здравоохранение и образование. Это была нефть 60-х. Например, 5000 руб. – это аванс только сценаристам. То есть реально человек мог написать сценарий, не работать, кормить семью несколько месяцев. 

У нас были абсолютно гениальные, мощные замыслы. Если вспомнить того же Шукшина с картиной «Степан Разин», это лебединая песня его жизни, которую он не снял, мы вообще по-другому бы себе представляли, кто такой русский человек. Если бы Панфилов снял Жанну д'Арк с Инной Чуриковой в роли Жанны д'Арк. Не случилось, революция была прервана, и в итоге страна не стала той, какой ей следовало бы стать. То есть прошивка у страны была бы явно другая, мы бы сейчас были другие, и у нас были бы до сих пор иные пословицы и поговорки, герои.

Как родилась мысль о проекте «Из жизни планет»?

Это музыкальный спектакль, посвящённый неснятым фильмам 60-х годов. В центре внимания четыре неснятых фильма так называемой российской «новой волны». 

Случайно наткнувшись на эту тему, на это великое ужасное кладбище, я понял, что приговорён рассказать об этой истории, о неснятых фильмах, рассказать про короткую эпоху, время, когда всё получалось. Мы просто поняли, что к тому моменту нигде эти лучшие фильмы не были собраны и не были снабжены какой-то информацией. Поэтому нам важно было это сделать.

Это не ретро-проект, это проект для молодых, эстафетная палочка от тех двадцатилетних, которые воплощали свои замыслы, даже формально не воплощая их. И сам спектакль, в общем-то, это попытка совместить музыку к этим неснятым фильмам, которые мы сделали с группой «Мегаполис». Это разговор о тех художниках, у которых эти замыслы были не воплощены. Это разговор вообще на тему жизни невоплощённых замыслов после смерти их миссии, это разговор на тему свободы и несвободы, художник и власть. В конце концов, это разговор на тему родителей. И на каждый спектакль дети привозят своих родителей, а родители детей, вот что такое «Жизнь планет». 

Музыкальное сопровождение

Ко мне постучалась музыка из неснятых фильмов 60-х. С одной стороны, это глубинные пласты «Мегаполиса», и «Мегаполис» там чувствуется, причём «Мегаполис» 21-го века. И это прямое развитие после нашего альбома «Супертанго». С другой стороны, эта музыка могла бы вполне спокойно звучать в фильме 60-го года, 68-го, 64-го и 72-го. Она как чёрно-белая фотография, то ли вчера сделана, то ли 50 лет назад. И при этом чрезвычайно актуальный музыкальный материал.

Электрогитара сейчас, в 21-м веке, это ноль без палочки. Она давным-давно заняла место наряду с другими инструментами в современной музыкальной культуре. А нам хотелось бы вспомнить начало 60-х, когда в фильмах эта гитара царствовала. Вспомните долларовую трилогию Морриконе, вспомните фильм «Шарада», например. Там музыка Генри Манчини, где идёт шикарный оркестр, и гитара царствует. Нам важна была именно такая гитара. И это получилось, потому что у нас абсолютно гениальный гитарист Дмитрий Павлов. Хотя ему лет совсем немного, и ту эпоху он не застал, но он очень аутентично просверлил все эти породы и достал самую чистую воду.

Театр – место силы

До того, как я не поднялся сам на сцену и не сделал свой собственный спектакль, как драматург, не проработал с Денисом Азаровым, который стал режиссёром «Из жизни планет», я долго не ходил в театр, просто не обращал внимания. И незадолго перед этим и сразу после я вдруг увидел, что театр – это место силы в сегодняшней Москве. Именно через театр может произойти нечто важное, что не произойдёт ни на концерте, ни в какой-нибудь галерее, ни уж тем более в клубе. И театр становится таким местом для синтетического искусства, потому что даже «Из жизни планет» – это спектакль музыкальный, там больше часа живой музыки. При этом музыка не является второстепенной частью, которая сопровождает спектакль, она является главным героем.

С другой стороны, это не концерт. Я давно уже говорю всем своим коллегам, кто занимается музыкой, обратить внимание на театр и делать совместные проекты. Театр – это про здесь и сейчас. Современному человеку необходимо выйти из поля зрения, оторваться от монитора, почувствовать рукопожатие, весенние запахи и вообще всё, непосредственно происходящее перед тобой, – пот на лице актёра, глаза горящие. Плюс, так совпало, что в Москве появилось несколько мест с этой молодой энергией, где всё начало вдруг происходить, и куда молодой зритель потянулся, в эти места народ пошёл за какой-то очень важной поддержкой.

 

Творческий процесс

Творческий процесс – это три этапа. Первый – это подготовка, создание условий, когда мы понимаем, на каких стульях нам сидеть, в какие дудки дуть, где взять деньги на то, чтобы это всё дело записать. Потом хлопнули в ладоши в какой-то момент, и очень короткий промежуток времени – 40 минут, час, когда непосредственно происходит сам творческий акт, когда никто ничего не понимает, что происходит. Ничего не понимать, ничего не ждать и ни от кого не зависеть – вот три моих принципа во время непосредственно творческого акта. А дальше третий этап – это подведение итогов, это критическая оценка того, что произошло. И вот за первую и третью фазу музыкант не должен отвечать. Он должен отвечать только за то, чтобы у него поры были творческие открыты во второй фазе. Вот там вдохновение и там творческий процесс. Я отвечаю за первый и за третий, как продюсер своего собственного коллектива. Если эта конструкция не собрана, проект не живёт. 

Месседж современному поколению

При любых обстоятельствах важно делать то, что говорит тебе твоё сердце. Я в какой-то момент только это понял, и озвучил это на спектакле «Из жизни планет».

Путь первый – не делать и не бороться, как Владимир Китайский, персонаж, о котором ныне никому не известно. Он учился на курсе у Ромма вместе с Тарковским и Шукшиным и был фигурой номер один. От него ждали все откровений. И Тарковский, по словам Кулеша, вышел из-под влияния Китайского только к «Солярису». Это пророк, который в какой-то момент столкнулся с суровой бюрократией Мосфильма. Картина была по разным причинам закрыта, и он повесился.

Путь второй – это как Владимир Мотыль, который два года пробивал картину «Семь пар нечистых», это про Мурманск, две недели до начала войны, корабль везёт к отдалённому острову группу заключённых, половина уголовных, половина политических. Потом начало войны, гибнет охрана от налёта авиации, заключённые предоставлены сами себе, могут плыть в Норвегию, просить убежища, а могут на острове взять в руки оружие и стоять вместе с солдатами до конца, что они и выбирают. Это реальная история, которую описал в повести Каверин. Эту повесть издал Твардовский в «Новом мире» в 1962-м году, в соседнем номере с Иваном Денисовичем. Вот по этой повести Мотыль начинает делать картину. Это модная тема, он уже выбрал натуру, а потом два года бесконечного хождения по инстанции: то закрывают, то открывают. Просто тема сталинских репрессий уходит из жизни страны и кино, и Мотыль пишет в своём дневнике, что не тратить время на хождение по коридору. Нужно брать мало-мальски приемлемую драматургию и делать своё кино. И он берет безнадёжный сценарий под названием «Гарем» и делает абсолютный шедевр «Белое солнце пустыни» через несколько лет. То есть второй путь – это делать и бороться.

Третий путь – Андрей Смирнов, который продал в суд на СССР в лице Госкино и выиграл. И за это на 30 лет был отлучён от профессии. После «Белорусского вокзала» была ещё картина «Вера и правда», но ему всё это запомнили и снимать не давали. И это путь такой – бороться, но не делать, ни одной склейки не отдам, но ничего и не делаю 30 лет.

И путь четвертый – как Шпаликов Геннадий Фёдорович, чьё 85-летие мы недавно отметили – делать, но не бороться: по восемь раз переписал сценарий, приходил, уходил...

И каждый из этих путей верный, если идёшь по стрелке, а стрелка – это твоя совесть, что у тебя внутри. То есть что тебе говорит твоё сердце, то и делай. Главное – это величие замысла.  

Чем говорит Ваш внутренний голос? Ваша душа с Вами разговаривает интуицией. Интуиция – самое точное знание для каждого из нас. Поэтому чаще прислушивайтесь к себе, почаще кидайте кубики и не бойтесь этого делать. Я даже не знаю, что может произойти с Вами такого, из-за чего стоит переживать. 

 

По материалам программы Евгения Додолева «Мимонот» на Радио Медиаметрикс

4 апреля 2018 г.

 

Полный текст интервью на mediametrics.ru