Валентин Смирнитский. Все грани таланта

Валентин Смирнитский, актер, народный артист России

Ссылка на эту историю в Дзене - https://dzen.ru/a/ZbRrz83NqH-4Sf6Y

Как все начиналось

В 60-е годы было очень престижно попасть в творческий ВУЗ. И старались поступать в московские ВУЗы, их было пять: Вахтанговское, МХАТовское, Щепкинское, ГИТИС и ВГИК. Приезжали не просто из разных городов, а из всего Советского Союза, конкурентность была очень высокая. Естественно, и в процессе учёбы был довольно жёсткий отбор.

Сначала занимались сценречью, театральными этюдами, танцами, музыкой, плюс ко всему у нас были образовательные предметы. Иностранный язык, как правило, французский. И были ещё идеологические предметы: история КПСС, это был экзамен.

Я поступил не потому, что я такой уж особенно талантливый, но как-то влетел сразу. Это не значит, что у меня было потом всё блестяще и хорошо, но поступил я легко. Я не был первым студентом. Первые два года педагоги даже на меня смотрели и думали, что из него может получиться. Я был очень молодой, в 17 лет поступил, и никак не могли определить: то ли такой молодой герой, то ли такой характерный, в общем, с этим были проблемы.

Театральная жизнь

Кино – такое искусство, где себя самостоятельно творчески проявить очень трудно, потому что в кино ты очень сильно зависим от производства: от монтажа, от режиссёра, от многих вещей. В театре всё-таки у тебя больше возможностей для индивидуального творчества. Я параллельно работал всю жизнь и в кино, и в театре. В 4 театрах я проработал, даже в 5, если считать Современник, в который меня пригласили на роль и даже предложили остаться там работать, но я уже в тот момент понял, что в террариуме единомышленников больше работать не хочу.

Роли в сериалах

Сейчас в начале творческого пути уже очень большую роль играет материальный интерес. Как только молодые актёры начинают сниматься в каких-нибудь сериалах, им начинают платить определённые деньги, это не то, что портит, но ставит их, как мне кажется, в некоторую зависимость. А мы тогда были бесшабашные, мы получали копейки, жили на стипендию, в массовках снимались в кино, то есть у нас материальный вопрос не стоял во главе угла, не об этом думали.

Был такой друг Вадим Клавдиевич Дербенев, известный оператор и режиссёр. И он снимал «На углу, у Патриарших». И я у него снимался в нескольких сезонах, играл бандита. Два раза играл в наших сериалах и один раз у шведов. Они снимали какой-то странный фильм, я до сих пор не знаю, вышел он или нет. Они, посмотрев наши сериалы, выбирали себе артиста, который может сыграть Брежнева, глаз положили на меня и пригласили. Там было выгодное материальное предложение, не скрою, я согласился

Отказываюсь, в основном, от таких сериалов, как мы их называем фаст-фуды, потому что иногда это бессмысленно.

«Папины дочки» – сериал для определённой категории зрителей, для подростков. И я понимаю силу и популярность этих сериалов у подросткового поколения, только когда они появляются на сцене. Я вижу, насколько они у них популярны. Значит, эта категория зрителей смотрит эти сериалы, они им нужны.

«Три мушкетера»

Это шлейф, который за мной тянется уже десятки лет. Я отнюдь не жалуюсь и не хочу изображать такого усталого гения от этой роли. Это было замечательное время, мы с удовольствием снимались, мы на этом фильме подружились и до сих пор дружим.

В тот момент я был на бюллетене, сломал ногу, и вдруг раздался звонок от режиссёра Юры Юнгвальд-Хилькевича с предложением попробоваться. На улице холодно, морозно, я думаю: поеду я в тёплую Одессу, сяду на самолёт, за казённый счёт съезжу на 3 дня, подумаешь, отдохну с палочкой – и я поехал, совершенно без всяких задних мыслей и надежды. Выяснилось, что меня хотят попробовать почему-то на Портоса. Одели по пояс, потому что нога сломана, дали какой-то текст, и я без всякой задней мысли поехал в Одессу, отдохнул, солнышко светит. А ровно через полторы недели позвонили и сказали, что меня утвердили на эту роль, что для меня было крайним удивлением.

Ты никогда не можешь угадать в кино, сделаешь ты слепок в вечность или нет. Совершенно нет никакой гарантии, что на выходе это будет тот самый продукт, который ты сам придумал, сделал, постарался, потому что это всё на монтажном столе, это начинают перекраивать, и черт его знает, что из этого получится.

Молодые девушки вокруг нас вертелись на съемочной площадке, мы жили мушкетерской жизнью и в кадре, и за кадром.

Мы практически не слезали с лошадей. Правда, нас обучали хорошие инструкторы, нам личных лошадей приводили, хороших, послушных. И, тем не менее, всегда были травмы. Мне было хуже всех, потому что на мне были лишние несколько килограмм, специальные костюмы делались с толщинками.

Если честно говорить, из всей этой эпопеи, конечно, «Три мушкетера» – самый мощный роман, «20 лет спустя» уже поскучнее. А уж «Виконт де Бражелон» – это такая тяжёлая тягомотина, надо быть большим поклонником этого произведения, чтобы дочитать до конца.

Озвучка

Озвучивал много, но это была производственная необходимость, вернее, материально-производственная необходимость. Вообще, я этим стал заниматься довольно давно, ещё в советские времена. В то время все иностранные фильмы дублировались, они редко шли с субтитрами, в основном дублировались просто актёрами. И с тех пор я в этом деле поднаторел немного. А в 90-е годы, когда мы сидели все безработными, появилось очень много видеопродукции, кино практически не снималось, а озвучка была возможностью продержаться на плаву в профессии. Пошел вал видеопродукции, помните, вот этих видеокассет. Эту продукцию надо было озвучить на русский язык, потому что люди и дома смотрели, и в видеосалонах смотрели, и по телевизору очень много показывали.

Я много озвучивал знаменитую золотую диснеевскую серию, я озвучивал «Том и Джерри», «Болека и Лёлека», «Котопёс» был, «Вокруг света за 80 дней» – любимый мультик.

Я так интенсивно работал в те годы, что потерял 3 единицы зрения, потому что это работа тяжёлая, мы стояли в тёмном зале по 8 часов у телевизионных мониторов. Когда сериал или художественный фильм, это ещё куда ни шло, но когда ты его озвучиваешь в течение 8 часов мультяшки, вот это цветное мелькает перед тобой – это очень тяжёлая работа.

Пьянство – это профессиональное актёрское заболевание

Это одна из возможностей снимать стресс. Когда ты психофизически себя всё время теребишь, настраиваешься на эту эмоцию, и в конце съёмки или спектакля наступает такое состояние, что хочется себя немножко взбодрить, потому что появляется апатия, то есть ты выхолощен. И поэтому это один из способов себя немножко привести в нормальное состояние, которое часто заканчивается серьёзным пьянством, бывает и такое.

 

 

По материалам программы «#Шоумастгоуон» на Радио Медиаметрикс