Евгений Маргулис: Я не люблю давать интервью идиотам

Евгений Маргулис, рок-музыкант, певец, композитор, гитарист, вокалист, автор песен

Все молодые – бунтари, это понятно. К старости, когда все обрастают семьями, детьми и прочим, они становятся относительно добропорядочными буржуа. А так, конечно, все молодые бунтари, они не смотрят телевизор, они черпают знания из интернета, то есть бойцы остались. 

Музыкальное детство

У меня рано в детстве обнаружился музыкальный слух, а моя двоюродная сестра – преподаватель музыки, и моим указала на то, что у меня есть что-то такое культурное, поэтому меня сначала отдали на виолончель. Но с виолончелью не получилось, потому что невозможно было ее купить, это всё-таки начало 60-х, и поэтому была скрипочка. И с этой скрипочкой я жил у бабушки, а бабушка не любила музыку, вот оттуда скрипка полетела в окно. 

Возвращаясь к событиям прошлого века, в первую очередь, конечно, нужно было высшее образование, потому что ты можешь стать кем угодно, а потом будь хоть дворником, хоть музыкантом, но сначала получи высшее образование. В этом смысле мне страшно повезло, я начал заниматься профессионально музыкой, и у меня была возможность перескочить из одной ипостаси в другую. 

Главное – профессионализм

Если не дано, как бы ты ни высиживал, ты всё равно будешь 18-й скрипкой в симфоническом оркестре, который играет в парках. А если дано, то профессионализм придёт. Нужно учиться играть, понимать музыку, поэтому я считаю, что всё, конечно же, от Бога. 

Для меня существует только два типа музыки: хорошая и плохая. И подвиды: цепляет, не цепляет. Вот «Кино» цепляло, Витька гений. Тут, наверное, какая-то гармония, и слова, и музыка – всё это здорово сплеталось и цепляло.

То же самое «Кино», как и Beatles – это штучных товар. И на них всегда находился Брайан Эпстайн. Поэтому не было бы Айзеншписа, был бы кто-то другой. И всё равно, так или иначе, с исчезновением продюсера великая группа не умирает. 

«Голос»

«Голос» – отличная программа, но, если взять аналог голландской передачи, английской, они поют свои песни, а наши поют их песни, и каждый второй поёт одно и то же. Выходят 10 Уитни Хьюстон, 15 Рэев Чарльзов, начинают петь по-русски, но полную чушь. 

Я сам принимал участие в программе «Артист» и соскочил оттуда. Непонятно, что с ними делать дальше. Ну, поёт он, как Стиви Уандер, и что дальше? Он должен выйти, сыграть и спеть так, чтобы народ топтался, такого же нет. 

Я исполняю свои песни, знаю, что должно быть. А человек, который исполняет то же самое, может исполнить массу вариантов, ему что таблицу умножения пропеть, ничего не понимая, что мою песню.

Квартирники 

Люди должны мне нравиться. Хотя больше половины были команды, которые я не знал толком, мы нигде не пересекались, и они меня поразили, насколько они кайфовые. Скажем, взять группу «Князь», у меня на квартире он выдал нечто такое, от чего я офигел. Оказывается, я не всё знаю в этой жизни, и надо просматривать иногда в другую сторону. Макс Покровский, который выложился на все 100 %, то есть зритель был ошарашен, когда это всё увидел. Но собирается, опять же, подготовленная публика, это мои друзья, друзья друзей, друзья музыкантов, друзья съёмочной группы и пара каких-нибудь наблюдателей от канала. 

Команда должна быть интересной, она должна нравиться в первую очередь мне. 

С молодыми интересно, была бы моя воля, я бы снимал один молодняк, потому что достойные команды есть. Но я всё равно поставлен в рамки небольшого канала, которому нужен рейтинг. 

Это была моя личная идея, потому что вариант ностальгии и потому, что подобных программ нигде нет. То есть если есть какая-то программа живого выступления, это обычно замкнутое пространство без народа, ведущий, который особо не в материале, звукооператоры, операторы, которым что концерт снимать, что похороны начальника – им пофиг, они ремесленники. Тут у меня компания боевая. И звук я писал на многоканалку, и артисты, если хотят сводить сами, они сводят. То есть всё дело рук человеческих, у меня по-настоящему. Если артист говно, то, естественно, народ не реагирует на него. А тут у меня прямо рок-н-ролл, и мы играем концерт без склеек, то есть мы начали и закончили.

Например, приходит публика неподготовленная на концерт, нафиг ты ей не нужен. И звук у тебя поганый, и морда у тебя не та, и несёшь ты какую-то чушь. И он не реагирует, пришёл потому, что ты модный. А тут все друг друга знают, все подпевают, всем нравится просто сама атмосфера, забытая атмосфера такого концерта, как это было в детстве.

Для меня большое откровение, что существуют команды как Louna, как «Князь», Animal ДжаZ, которые собирают огромные залы, а не в телевизоре, они не светятся. 

Понятно, в первую очередь должна быть песенка, как группа IOWA, у нее вышла «Улыбайся», и они шарахнули и стали страшно знаменитыми. Должна быть песня, должен быть какой-то музыкальный ряд и потенциал. Я их наблюдал на концерте, я бы их позвал. Я бы позвал ещё группу Fruktы, потому что они уматные, у них есть свои какие-то песенки. 

Акустические концерты

Я начал получать кайф от акустических концертов, потому что мы начали пропагандировать акустику. Это как еда без холестерина, то есть в виде холестерина компьютеры, усилители – вот этого не будет.

Я, кстати, не любил группу Yes. Единственные высокие голоса, которые для меня терпимы, это Led Zeppelin. А всё остальное, вот эти кастратные дела – не моё. Мужик должен петь по-мужски. 

Я иногда слушаю битлов, 60-х годов пластинки, я офигеваю от того, как это здорово придумано, какая гармонизация, какая мелодика. Deep Purple вообще сделали прорыв, благодаря Ричи Блэкмору у нас в России появилось дикое количество хороших гитаристов. Не говоря уже о Led Zeppelin, как играл Джон Бонем, барабанщик Led Zeppelin, он считается вообще иконой стиля. Так не играет никто, и кого ты не спросишь из великих барабанщиков, кто у тебя на первом месте? Конечно, Джон Бонем. То же самое Ринго Стар, которого все считают неумейкой, он очень прикольный.

О журналистах и журналистике

Я просто не люблю давать интервью идиотам. Люди журналисткой профессии, которые были раньше, всё-таки были чему-то обучены. А сейчас тот, кто перед «что» научился писать запятые, уже считает себя журналистом. В основном одни и те же вопросы. Это надоедает, поэтому неохота с ними общаться. 

В город приехал интересный человек, и дальше берутся одни и те же вещи из интернета, делается подборка дежурных вопросов, и начинается беседа. Хитрый Стас Намин, приезжая на гастроли с группой «Цветы», всегда делал два листочка, вопросы и ответы, и раздавал журналистам. И договорился: ты берёшь этот, ты берёшь этот. И получился замечательный совершенно тетрис. Статьи выходили неплохие и не дежурные. 

Чтобы возродить журналистику, надо учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин. Когда появилась эпоха интернета и возможность выдернуть любую информацию, скажем, музыкальную, можно найти любую музыкальную школу, музыкальные уроки, то есть можно найти великого музыканта, который показывает, как он играет. Можно списаться по интернету, послать ему свой файл, он наиграет что-то своё. У нас же такого не было, у нас был обычный магнитофон, который тянул скорости.

По материалам программы Евгения Додолева «Мимонот» на Радио Медиаметрикс

15 июня 2016 г.