Иван Кононов: Телевидение: эволюция или регресс?

Иван Кононов, телеведущий, журналист, режиссёр, продюсер, создатель ток-шоу «12-й этаж» Первого канала

Ссылка на эту историю в Дзене - https://dzen.ru/a/ZbRypaTwtSEE8ljv

Как телевидение превратилось в зомбоящик?

Премию Листьева я совершенно искренне отдал бы Эрнсту, потому что он умудряется столько времени балансировать между государственным заказом и выдавать время от времени то, что интеллектуалы начинают обсуждать.

Исключение из того правила, которое стало превалировать на телевидении, стало превалировать после того, как победила демократия. И «12-й этаж», и «Взгляд» – это была «колючая» история, но она была сверху поощряема. «Взгляд» вообще санкционирован, а всякие гласности и колючие диспуты поощрялись, и считалось, что у молодых должна формироваться гражданская позиция.

«12-й этаж» – это был Сагалаевский подвиг, потому что он обошел начальство.

Конечно, он понимал, что рискует, но рискует минимально, потому что тенденцию он уже чувствовал, и ему сказали – вперед. Передача прошла, минуя наше непосредственное руководство. Это была бомба, после которой были полярные мнения, когда я получил восторженное письмо от Астафьева и «закатать в асфальт» от ректора Ростовского университета, сына легендарного Жданова. Но это было счастье, потому что был драйв, была борьба, но потом она стала тенденцией для определенного периода времени. А потом эту тенденцию свернули, после того как победила демократия.

Чем руководствовались тогда стоявшие у руля – я боюсь сказать. Наверное, решили не отвлекать молодёжь на всякие политические глупости, молодежь должна развлекаться, взрослые должны делать деньги. Ребят отправляли на дискотеки, на МУЗ-ТВ смотреть клипы. И «Взгляд» тоже приложил к этому руку, потому что он чередовал все время, и он правильно делал, потому что он ловил и действовал так, как считал нужным. А потом «как считал нужным» ушло, остался только развлекательный момент.

Последний всхлип был, когда мы сделали «Акуна матату» на российском телевидении, я запустил тогда еще юного пацана, сына, с видеокамерой во все молодежные тусовки, чтобы он с ними поговорил, что они думают. И выяснилось, что они продвинутые, умные, желающие что-то делать и о чем-то размышлять. И мы сделали обратный вектор, на «12-ом этаже» они орали с лестницы, они были некой толпой, группой и быстренько сплотились, поняли правила игры.

Поскольку была молодежная редакция, и у молодежной редакции были на счету все активные молодежные группы, то мы просто бросили клич, и они стеклись в один момент на эту самую лестницу.

А когда мы решили вывести уже не лестницу, а персонально человека в центр, молодого пацана или девушку, которые рассказывали о своих проблемах, родители и дети это обсуждали, все вообще перестало существовать. Появились новые технологии, и они плевать уже хотели, нужен им этот телевизор, как собаке пятая нога.

От телевидения в ютуб

Гламурные тусовки никто не отменял, и девочки тяготеют к героям этих тусовок, мечтают о том, чтобы туда попасть. Но если хотят что-то свое, нестандартное, что нигде не увидят, то появляются эти батлы между Оксимироном и Гнойным. Я считаю, что это прорыв с точки зрения говорения, но есть потрясающие своей дикостью вещи.

Тот же Дима Быков говорит о том, что если они есть, то не будет майдана. На мой взгляд, как раз в этом ничего нет отрицательного, есть только положительное. Майдана не будет, потому что людям есть, где высказаться. Обратная связь у телевидения нарушена полностью. Та самая коммуникационная составляющая, которую телевидение должно приносить в жизнь человека, чувствовать себя причастным с разной стороны, потому что я вижу, я оцениваю, теряется. Это все привело к тому, что нет ничего среднего, а среднее появляется, когда люди с полярными точками зрения начинают разговаривать. Когда диалог отсутствует, тогда появляется крайность.

Будка гласности – прообраз соцсетей

В свое время вместе с Лешей Гигановым запустили «Будку гласности». Я считаю, что это был прообраз социальных сетей, потому что люди там не были обременены телевизионщиками.

Описание очень простое. Стояла будка возле ВДНХ, потом она объездила все точки, включая тюрьму и заводы. Туда можно было зайти, и там на тебя смотрел объектив. Ни оператора, никого, просто камера. Ты включал свет и оказывался наедине с миром. И тебе давалась минута, в течение которой ты должен был сказать все, что ты хочешь сказать. Было интересно даже наблюдать не за тем, что говорили люди, а как они себя вели внутри. Это было потрясающе.

Потом похожий формат появился на СТС у Роднянского «Хочу сказать», за единственным исключением: они хотели сказать и говорили, но стояли люди. Это контекст меняет абсолютно.

Мы не знали, о чем там говорят, это как консервную банку открываешь. Мы вскрывали и сидели, разинув рот, потому что там были такие типажи, такие люди. Когда НТВ попыталось реконструировать эту историю, меня пригласили попытаться сделать такую же вещь, на ВДНХ мы поставили подобие – народ как от чумы шарахался. И для меня это было шоком.

Время изменилось, и уже нет этого драйва телевизионной правды, телевизионной остроты, и они не хотели в этом участвовать. Те, кто его не смотрел, стали пользоваться интернетом и тоже к этому относились скептически. Поэтому когда она только начиналась, самым распространенным вопросом был: не посадят? А второй вопрос был: а сколько стоит? Потрясающий синтез ожидаемых репрессий и ожидаемой подлянки со стороны коммерсантов, которые наживаются на этой истории.

Индивидуализация произошла очень сильная у людей. Общность пропала из-за того, что телевидение превратилось в зомбоящик. Каждый живет в своем мире и не выносит на поверхность свои потаенные вещи, потому что не работает обратная связь, зацементирована абсолютно эта история. Люди не видят примеров диалога общества и власти. Власть делает, что ей заблагорассудится, не несет за это никакой ответственности и не несет никаких ответов на вопросы, которые общество власти пытается задать.

Будущее телевидения

Сегодня мы пришли к краю, и мне представляется, что сейчас произойдет маятник в другую сторону, что диалог сейчас будет востребован. «12-й этаж» уже безнадежно устарел, а вот диалог и возможность высказаться – это более чем актуально. Диалог тогда был в обратную сторону, то есть народ шумел – власть молчала. Сейчас народ молчит – власть этот народ окучивает.

Сейчас способ воздействия на человека другой, это сеть, это другая совсем конфигурация, чем тот же спор поэтов друг с другом. Я думаю, мы получим этих форм все больше и больше, и они станут превалировать.

В 2010-м году я преподавал и был проректором Московского института телевидения и радио и говорил своим студентам: друзья мои, вы находитесь в счастливое время перемен, потому что не пройдет и года-двух, как уже перестанет быть важным первый, второй, четвёртый, пятый канал. Современная технология будет определять в большей степени то, что вы будете смотреть.

Будущее телевидение – это телевидение не нового контента, а новых технологий.

По материалам программы «Мимонот» с Евгением Додолевым на Радио Медиаметрикс