Евгений Маргулис о своих песнях

Евгений Маргулис, советский и российский рок-музыкант, певец, композитор, гитарист, вокалист, автор песен, заслуженный артист РФ Грустные песни

Есть грустные песни, но я стараюсь особо на концерте их не играть. Я могу объяснить почему. У меня есть некоторое количество песен, которые посвящены моим ушедшим друзьям. И если я пою на концерте, значит у меня случилось горе, кто-то из моих близких ушёл. Поэтому я стараюсь грустные песни не особо петь без повода.

Если бы все получалось, конечно, я был бы абсолютно солнечным идиотом и радовался бы от всего. Но есть моменты, что не получается. Есть то, что ты задумал, не получается, есть то, что ты задумал, вроде бы получилось, но получилось не так, как ты задумал. Но это жизнь, нет состояния всеобщего счастья, чтобы родился – и раз, и по жизни всё хорошо. Полная фигня. Человек должен что-то делать, чтобы бороться, доказывать, мучаться в сомнениях. Но главное, чтобы что-то получалось.

Я вдруг неожиданно понял, что могу прогнозировать какие-то события, то есть анализировать, что может последовать за каким-то определённым поступком. Я понимаю, что будет, поэтому я стараюсь огораживать себя от ненужного. На самом деле, ввиду того, что я уже пожилой, как Саваоф, и жизни, по большому счёту, осталось мало, не хочу я тратить время на идиотов, и всё.

Я же не настоящий музыкант, и для того, чтобы мне было хорошо, я делаю только то, что мне нравится. А когда мне это перестаёт нравиться, я этим не занимаюсь, что бы мне это не сулило.

Мой организм заточен на то, что я должен получать удовольствие от своей работы. Во-первых, мне повезло в том смысле, что моё хобби, музыка, превратилось в профессию, и это доставляет мне безумное совершенно удовольствие. Если это приносит деньги, это удовольствие вдвойне. Если нет ни удовольствия, ни денег, то я не буду заниматься этим.

У меня нет музыкального образования. Бабушка выбросила мою скрипку из окна, потому что уж больно омерзительно я играл. Я не играл, на самом деле, а издевался над бабушкой, потому что это было то, что называется, тянуть кота за хвост. Вот я кота за хвост тянул, бабушке это не нравилось, и скрипка отправилась туда, где, в принципе, ей место и было.

Так получилось, что меня в группе посадили за бас-гитару. Уж больно я им нравился по своим человеческим качествам, этой всей гопоте нашей, и меня, видать, не хотели отпускать. Поэтому мне всучили бас-гитару, дали все пластинки Битлз, я сидел, снимал Пола Маккартни, потому что Пол Маккартни – самый величайший басист на Земле. И как-то стал бас-гитаристом. А потом понял, что можно и стишки писать, потому что я этим никогда не занимался, можно и песенки придумывать.

Вот из моего репертуара дворового шансона:

«Я на скамье, на скамье подсудимых…»

«Ой, да течёт речка, да по песочечку, моет золотишко,

а молодой жульман, а молодой жульман заработал вышку».

«Я цыганка молодая, звать меня Маруся,

ужо встречу того начальничка, да крови я напьюся».

Мы начали писать песни, потому что всё то, что окружало нас, было трёх типов, классику я не беру, я беру эстрадную музыку: песни о любви, песни о комсомоле, песни о рабочей профессии. Мы думали только о себе, на самом деле, писали о своих проблемах. Поэтому так и стрельнули.

Квартирники

Уже более-менее человеческие гастроли начались, когда пошли на филармоническую работу, это 1979-й год. А до этого мы играли сейшены по домам культуры, на квартирах своих друзей, у которых квартиры были значительно больше, чем у нас. Я тут недавно встретил Сашку Липницкого, у которого была по тем временам огромнейшая квартира, четырёхкомнатная, метров 75. И у него собиралось человек по 30, по 40, входной билет был, конечно же, алкоголь, закуски никакой. Все сидели на полу, курили сигареты, дым коромыслом, и на этом фоне показывались какие-нибудь артисты, которых не пускали никуда. Так московская общественность увидела Сашу Башлачёва, увидела Борьку Гребенщикова, Петю Мамонова. Это все выходцы с квартиры Липницкого.

Квартирник – это всегда без аппаратов, всегда сидение на полу, поглощение, как я это называю, скотч-чай. А сейшн – это концерт, это какая-то стоячка, большой клуб либо большая квартира. Но большая квартира, больше 150 м, такого не было. Если квартира большая, то это те, кто близко стоял к власти. В основном огромные квартиры были у людей творческих профессий. «Аэропорт» всегда славился тем, что писательские кооперативы, кооперативы киношные, очень много дипломатических работников. И у них квартиры были действительно огромные, четырёхкомнатные, пятикомнатные у кого-то.

Песни на всю жизнь

Покойный Лемми Килмистер сказал, что самая лучшая музыка для человека, которая с ним остаётся до самой старости, это та музыка, которая его зацепила в детстве. Вот от чего он сошёл с ума в детстве, вот это и будет с ним всю жизнь. Меня в детстве зацепили Битлы, и я их слушаю и переслушиваю, могу не слушать лет по 10, а потом взять и переслушать все альбомы. Потом взять какой-то нотный Song Book и сыграть все песни по той гармонии, которая там написана. То есть для меня это как воздух. Я не разочаровался, я их люблю, у меня даже в телефоне все их альбомы.

Вино и любовь в песнях

Вокруг меня всегда были отличные поэты. Естественно, мне было интереснее поиграть, нежели придумывать какие-то слова, потому что напишешь какой-то там палка-селёдка, а пришёл Лёша Романов с двумя фразами и тебя убрал. Нафиг мне писать, когда есть люди лучше. Я выжидал момента, а так писал какую-то глупость в стол, что называется.

Ненавижу писать большие тексты, во-первых, лень, и чего размусоливать на 20 куплетов, когда можно уложить, самое большое, в 4 четверостишия.

У меня 4 вида песен: про алкоголь, девчонок, алкоголь – это третье – и грустные.

Была такая песня у Битлов She's living home, грустнейшая песня на пластинке Sgt.Pepper's, о девушке, которая ушла в предрассветную мглу, грустная, жалкая песня. Мне попалась книжка, где они рассказывали о том, какие образы у них были перед написанием каких-то песен. И вот про песню She's living home было написано, что в тот момент думали просто о бананах. А песня Yesterday вместо Yesterday было вначале Scrambled egg, то, что называется яичница. Поэтому не судите о человеке по песням, а домысливай и получай удовольствие от того, что есть.

На определённом этапе, когда я учился играть на гитаре, меня привлекали все девушки, собственно, ради этого гитару в руки и взял. Это как какая-то миниатюра, которая у Руслана Белого была, она немножко грубовата, но я про себя в 15 лет. Говорит: «Неважно, что у неё ячмень на глазу, зато у неё есть сиськи». Поэтому я научился играть на гитаре.

По материалам программы #Шоумастгоуон на Радио Медиаметрикс

Полный текст интервью на mediametrics.ru