Андрей Державин: От «Сталкера» до «Машины времени»

Андрей Державин, музыкант, певец, композитор, аранжировщик

 

Возрождение «Сталкера»

Мы прекратили выступать со «Сталкером» в 90-е годы, и все последующие годы меня спрашивали: «Когда же Вы продолжите, почему Вы ушли? Это хорошо – то, что Вы делаете, но нам хочется услышать Вас». Эта идея всегда носилась в воздухе. Но я этим не занимался по понятным причинам, мне было интересно и в «Машине времени», и в кино, и было много-много других проектов. А сейчас мы сделали концертную программу, возродили группу и ездим выступаем.

Музыканты новые, только один из бывших соратников, это автор текстов. Серёжа Костров, автор текстов, живёт в Москве, остальные просто разъехались.

В «Машине» я пел одну свою песню, это была песня «Эти реки». Она была написана году в 2004-м.

https://www.youtube.com/watch?v=eBwSFHYS0QE

Любимые песни

Это будет очень длинный список. Когда я услышал «Свечу», у меня просто всё взорвалось в голове, я не понимал, зачем дальше жить, если я не сочинил такую песню. Но впоследствии я старался. Вообще со мной каждый раз такое происходило, когда я слышал у кого-то успешную песню. Скажем, когда я слышал песню Антонова, у него выходило в год по песне, я думал: Боже мой, ну как теперь жить, если есть такие, надо же скорее в Москву, чтобы начинать соревноваться.

Ремиксы я не стал делать, мы их переиграли, сделали очень мощный рестайлинг этим песням. То есть технически это долго объяснять, как это делается, но они звучат очень здорово. Они звучат так, как их привыкли слышать, но записаны очень качественно. Записаны, исполняются на концерте очень качественно.

Как сочиняются песни

Я специально сочинять не умею, не люблю и не хочу. То есть сесть, по графику что-то сделать – по-моему, ни один человек в мире так не может. Мне было бы интересно пообщаться с тем человеком, который так умеет делать. Я бы хотел научиться этому. Но думаю, что всё-таки это невозможно, потому что бывали такие случаи, когда это приходит. Например, в тот момент, когда рядом просто не то, что инструмента нет, а ты можешь находиться где-нибудь на высоте 10.000 м, и вот оно пришло. Раньше я всегда носил с собой ручку, потому что надо было записать. Но потом появились вот эти прекрасные устройства, и можно быстренько намурлыкать.

У меня был очень смешной случай. Я писал музыку к фильму, и там была такая партитура, прямо оркестровая. А когда находишься в этом процессе, кино – это вообще важнейшее из всех искусств, это процесс, в общем, мозг не отдыхает. Ты приходишь спать, а мозг продолжает играть, сочинять. И ночью мне снится такая музыка, абсолютно совершенная, чуть-ли не готовая симфония. Я понимаю, что ничего сложного нет, и дело за малым, но я во сне помню, что надо записать, потому что потом можно так интерпретировать, и ты никогда не найдёшь вот это. Я спал в кабинете, потому что пришёл в 4 часа из студии. Думаю, ничего страшного, я сейчас встану и наиграю быстренько. Слава Богу, я играю в любом состоянии, и вот так встав, включив диктофон, всё это быстренько наиграл, что-то намурлыкал с закрытыми глазами и лёг спать дальше. Утром я просыпаюсь, думаю: я же помню, ночью мне снилось. Когда я включил диктофон – Боже милостивый, что я там услышал, что это было? То есть кажется, что это восхитительно, а на поверку – непонятно что.

Почему в ютубе нет ни одного нового клипа

Это то, чем я занимался предыдущий год или полгода, сработало, я чистил всё это. За 18 лет там, конечно, был жуткий беспорядок, и нужно было хоть как-то очистить авторские права. Мы навели порядок и сейчас начинаем давать официальный контент, где мы понимаем, что да, это моя песня, я её сочинил, или это наш клип, мы его сняли, что есть у нас на это права.

Правда, есть деятели, с которыми сложно бороться, они живут по всему миру. Они заявляют в других странах, что это их контент, что они всё это написали, вывешивают, продают на электронных площадках, iTunes, с ними сложно, потому что iTunes не понимает, кто из нас двоих прав. А судиться на территории какой страны? Это меня тоже занимает, я думаю, в ближайшее время этим заняться.

Я отделяю вот эту погоню за хайпом и то, что мне нравится делать. Меньше всего мне хочется ловить хайп. А хочется мне снять такое видео, которое мне самому бы нравилось, но я не умею этого делать. Поэтому должен появиться режиссер, который услышит эту песню, скажет: «Слушай, вот здесь давай я сниму». И только так рождается это всё. А когда артисты сами пишут сценарии, или когда актёры вмешиваются в работу режиссёра, мне кажется, ничего хорошего не получается.

Державин - аранжировщик

Конечно, мне интересно этим заниматься. Аранжировка такая вещь, мне кажется, она имеет что-то общее с постановкой спектакля. Песня, музыка, это идея, она появилась, её можно сесть и сыграть. А дальше её надо сделать такой, чтобы она жила долго, чтобы она осталась, чтобы её можно было слушать и через 10 лет, и через 20, и спеть, сидя у костра, и исполнить в составе симфонического оркестра. Я сейчас не про свои песни говорю, примеров масса.

Все наши рокеры заиграли с симфоническими оркестрами. А вот песня Yesterday у Битлов – это прямо классика для симфонического оркестра, она звучит восхитительно. Почему? Да ответ простой, потому что Джордж Мартин расписывал партитуру, он имел консерваторское образование.

У Баха есть такие гармонические приёмы, которые можно позаимствовать. И, кстати, не самое плохое заимствование. Дело в том, что Бах – это непревзойдённый мастер гармонии. Его трёхголосные произведения – это вообще основа гармонии, потому что попробуйте на 3 нотах подержать в напряжении 3 минуты зрительный зал. Это невозможно, это высшая математика, они должны перемещаться в таких последовательностях, чтобы Ваше ухо радовалось. Как только оно перестанет радоваться, Вы встанете и уйдёте. Нужно, чтобы Вы испытывали эмоции, вот это называется гармония.

Феномен современных музыкантов

Меня недавно совершенно потрясла такая история. Дочка вдруг влюбилась в «Новых бременских», и Филипп Киркоров зазвучал у нас в доме с утра до вечера. Там звучит колыбельная. Мне стало интересно, я полез в интернет, нашел это произведение и сел его разбирать. Оказывается, серьёзное произведение. То есть если абстрагироваться от формы, от песни, то это просто может быть серьёзное симфоническое произведение, очень интересная гармония, очень интересные гармонические ходы.

Я думаю, что феномен многих артистов основывается не только на умении играть или петь. Это харизма. Если есть харизма, то это уже хорошо. А если ещё уметь играть и петь, то ещё лучше.

Я думаю, что Сергей Шнуров, безусловно, очень талантливый человек, и не надо судить только по тому, что у него в песнях есть ненормативная лексика. И харизмы у него как раз хоть отбавляй, на мой взгляд, он очень иронично к себе относится, это тоже большой плюс.

Когда я делал музыку к мультику «Удивительные приключения Хомы», там нужна была песенка. Написал стихи Саша Меламуд, я написал на неё музыку. И получилась восхитительная песенка друзей:

Ярко светит солнце, и земля согрета,

Бабочки летают, всё цветёт вокруг.

Я пою об этом, потому что лето,

Потому что рядом друг!

Мультфильм для детей от 4 до 6, отличная песня, слова восхитительные. И кому-то надо её петь. Но сам я не хотел, потому что сам написал, как-то нескромно показалось. Я думаю, кого бы позвать? И вспомнил, что Маргулис в соседнем переулке и позвонил, говорю: «Женька, приходи ко мне сейчас, я тут в студии песенку для мультика записываю. Будешь петь партию суслика». И он пришёл и спел. И Катя Семёнова тогда спела. Потрясающая получилась песня, она у нас сейчас закрытая поздравительная песня на всех днях рождения.

По материалам программы Евгения Додолева «Мимонот» на Радио Медиаметрикс

 

Полный текст интервью на mediametrics.ru