«Я люблю поэта Вулыха, самого красивого на свете, и со мною мастера стиха любят кошки, женщины и дети»..
Слово сонграйтер мне нравится больше, чем поэт-песенник, потому что песенник — это книжка с текстами песен, а сонграйтер — писатель песен. Но я не композитор, я сочиняю тексты песен.
А по поводу женщин, кошек и детей — люблю женщин и кошек, у меня три кота, к детям тоже отношусь хорошо.
Вы писали стихи с детства?
Писал, но это было баловство - баловался и в школе, и в институте, сочинял пьесы для самодеятельности, песенки.
Книги, которые я читал, сделали невозможным, чтобы я не пришел к этому, не попытался «попробовать перо» в поэтическом жанре.
А когда уже стал писать стихи, когда меня заинтересовало, графоман ли я или все-таки человек, наделенный способностями (не скажу талантом) к поэтическому сочинительству, я много читал, и потом понял одну важную вещь - что нужно слушать и слышать себя. И когда ты находишь свою интонацию, свой голос, он должен тебе откликнуться.
Это должно быть естественным выражением себя в творчестве - не копировать, не подражать, а быть самим собой. И тогда у меня что-то стало получаться.
«Семья и школа» какое влияние оказывают на человека, лично на Вас?
Сейчас понимаю строчку Высоцкого: «Теперь позвольте пару слов без протокола — чему нас учат семья и школа». Семья и школа сыграли в моей жизни большую роль. Любовь к чтению, когда родители помогают, ведь редко бывает, когда ребенок сам хватает книгу и начинает читать.
К 16 годам нужно прочитать все необходимое, что должен знать молодой человек из родной и зарубежной литературы. Я к 16 годам прочитал, может быть, образно, но все самое основное, это фундамент.
«Через силу» я не читал, мне было интересно все, что отец и мама мне предлагали прочитать. В школе преподавание литературы было специфическим, «Евгений Онегин» преподавался не так, как надо, это был кондовый взгляд на классическую литературу. Но когда я сам читал и переосмысливал прочитанное, появлялся такой кайф от чтива, от того, что не проходили в школе!
Книги захватывали. Прочитать всего Джека Лондона или Фенимора Купера нужно было обязательно, а вместе с ними всего Эренбурга и Паустовского. Фенимор Купер и Вальтер Скотт — это детство и отрочество, а Эренбург — это уже юношеское чтение, когда безумно интересно. Еще до школы я знал практически всю древнегреческую мифологию, и когда изучали искусство Древнего мира, я практически все знал наизусть. Каждый выходной мы с отцом проводили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Это было мое любимое место, я тащил за руку папу или маму в музей, это наш московский Лувр.
Тем не менее Вы пошли учиться в текстильный институт...
Мне казалось, что в институте, где много девочек, весело учиться (шучу, конечно). На самом деле я понимал, какая величина в архитектуре мой отец. У меня был прямой путь — идти по стопам родителей, потому что мама и папа были архитекторами, папа был выдающимся архитектором, мама рядовым. Но я понимал, что идти туда — брать на себя большие обязательства в жизни, потому что все будут сравнивать и говорить, что, к сожалению, на Саше природа отдохнула.
Я был совершенно не уверен, что сумею быть хоть в чем-то приближенно к тому, что из себя представлял в профессии мой отец. Меня интересовали история, география, я хотел поступить в историко-архивный, археологический институт, думал, буду ездить на раскопки древних городов, открою Трою для мира. Родители мне объяснили, что мы живем в стране, где нужна профессия с твердым заработком.
Я в детстве неплохо рисовал, думал, буду художником, но для того чтобы поступить в Строгановку, нужно было рисовать не неплохо, а лучше других. Понимаю, что родители не хотели рисковать: ты должен получить диплом инженера, а там уже как хочешь.
Текстильный институт был недалеко, через речку, я поступил туда без помощи отца. Институт потом получил название Московский текстильный институт имени Косыгина.
В институте я уже понимал, что жизнь многообразна. Была выработана тяга к творчеству, искусству, я ходил в театральный кружок, даже играл в спектакле, мой неудачный актерский дебют. И я начал писать стихи.
Когда уже закончил институт и перешел на фабрику, меня прорвало. Я приходил на работу и вместо того, чтобы писать отчеты, артикулы тканей (некоторые я помню до сих пор), я писал стихи. И чтобы никто не понимал, что я делаю, я их разбивал цифрами, чтобы люди, которые проходили мимо, видели — какие-то цифры, пометки. А на самом деле писал стихи, особенно когда другие выходили на перекур. Тогда я понял, что не быть мне текстильщиком, инженером, главным экономистом.
Григорий Лепс. "Зола"
https://vk.com/video-51710193_456239897
https://youtu.be/bp8S7zNhX9A?si=VJTXvg7FBCRu5NlR
Как же Вы ушли из текстильной промышленности?
Как говорят, не было счастья, так несчастье помогло. Попал я в одну историю с политическим подтекстом. В 1980-м году ехали с друзьями в электричке за город, на день рождения одного музыканта. Был у нас любимый ресторан, там был руководитель оркестра Изя, слепой музыкант.
Электричка был переполнена, у нас был магнитофон, звучали песни русского шансона, что тогда казалось не очень правильным. Поезд остановился на Москве-III, и стоит. Кто-то спрашивает: «А чего мы остановились?» И вдруг я слышу голос Изи на весь вагон: «А приехали мы в город-герой Москву, где сидит главный диктатор Леонид Брежнев».
1980-й год, конец января. Сейчас кажется смешным, но тогда ко мне подошли два провокатора и начали оскорблять сидящую рядом девушку. Поскольку я уже был «разогретый», завязалась драка. Я попал в милицию. Там моим друзьям сказали, что «точно будет сидеть», потому что была политическая составляющая.
Долгая история, но был товарищеский суд, меня не посадили, взяли на поруки, но о дальнейшей карьере по партийной линии можно было забыть. Я был комсомольцем, но работник должен был стать кандидатом в партию, чтобы продвигаться, иначе у тебя нет будущего.
В конце концов по причине того, что опоздал из отпуска на пару дней, и меня уволили с чистой душой. Я пошел работать в многотиражную газету. Зарплата была тоже 100 рублей, но для меня это была почти что творческая профессия - я «вёл» отдел культуры и спорта. И тогда мне разрешалось писать про поэтов, публиковать кого хочу. Потом из этой газеты меня взяли с руками и ногами в «Вечернюю Москву». Я придумал свое приложение, называлось «Ночное рандеву», где писал свои редакторские колонки в стихах.
Первые свои публикации помните?
Помню. В 1981-м году в ДОСААФовской газете «Советский патриот». Было 40-летие битвы под Москвой, и я написал про подвиг телеграфистки. Стихотворение опубликовали, и я побежал в 6 утра за газетами, чтобы их найти. Их было мало, и забрал все, чем вызвал недовольство очереди: «А что там? — Мое стихотворение». Прибежал домой, показал маме, папе, и они сели думать, что с этим делать.
Патриотическая тема не вчера родилась?
Тогда я где-то прочитал про подвиг девочки и мне захотелось написать, все было естественно, это же не по заказу. Я и сейчас пишу про то, что меня волнует, нравится или не нравится.
Николай Носков. «Пропавшим без вести». Песня на стихи Александра Вулыха
https://vk.com/video-57264056_456258635
https://youtu.be/9AcTvYa1BEA?si=YlPk4jMOulb5CwY2
По заказу не пишете?
По заказу пишу только за деньги :).
Что лучше для восприятия стихотворения — читать его в книге или слушать, как автор или профессиональный актер его декламирует?
В молодые годы я «живьем» слушал Евтушенко, Вознесенского. Рвался на эти вечера, я и за их книгами гонялся, но одно дело читать глазами, другое — видеть, слышать легендарного поэта, твоего кумира. И одно дело слушать Высоцкого на кассете, а другое — видеть его в театре.
Это разные вещи: читать стихи надо глазами, потому что ты понимаешь второй смысл, что скрыто. В стихах важен второй, третий план, а в песенном тексте он не нужен, должно на ухо ложиться.
Музыка должна быть в самом стихе, в строке, если это сделано настоящим поэтом.
Он должен чувствовать музыку, потому что в языке есть поэтическая музыка.
Для этого нужно хорошо владеть языком.
У нас эстрадные артисты любят брать классику, писать на классические стихи. Это очень сложно, в них уже есть музыка, они не требуют ее.
Александр Вулых – «Я жду тебя». Запись на передаче "Жёсткий разговор" на Радио Медиаметрикс ( http://radio.mediametrics.ru/o_lichnom/529/ )
https://vk.com/video-69171694_456254959
На сайте Стихи.ру зарегистрировано 880 тысяч авторов и 55 миллионов стихов. Это поэтический бум?
Нет, обычная графоманская тяга человека. У любого человека есть желание выразить свое мироощущение через некий культурный код, поэтическое слово.
Естественная реакция молодой 15-летней девочки, которая первый раз влюбилась, написать, как Татьяна Буланова пела, «я испишу тебе стихами все листы». Очень точная фраза, женская истерика - если уж влюбилась, то стихами испишу и задушу своей любовью к чертовой матери.
Артюр Рембо начал писать в 14 лет, в 18 закончил и сказал: «Я сделаю переворот в поэзии и докажу, что я гений». И за 4 года он все, что хотел сделать в жизни, сделал. Дальше жизнь для него перестала быть интересной, он явил гения в поэзии и потом постепенно умирал. А у нас народ хочет жить, любить, делиться своими эмоциями.
Можно ли научить писать стихи?
Научить писать стихи можно любого, но научить поэтическому образному мышлению невозможно, поэтому ты либо рождаешься с этим, либо нет.
И еще ты должен владеть техникой. Даже если ты очень любишь музыку, ты не сможешь сесть к инструменту и извлечь звуки, которые будут представлять собой гармонию. То же самое в стихе.
Мы сегодня услышим песню, посвященной Джо Дассену?
Я написал года 3 назад стихотворение, которое называется «Индейское лето».
Лето на лету просвистело мимо.
Воин Виннету курит трубку мира.
По реке Москве, плача, ветер прячет
В сорванной листве золото апачей…
Ощущение золотого «индейского» лета с теми фильмами, которые мы смотрели в далекой юности, и с той песней Джо Дассена - L’Été indien…
Недавно Игорь Зубков, композитор, увидел это стихотворение, и у него сразу возникла музыка. Так бывает у талантливых людей, так Игорь Саруханов написал песню «Лодочка, плыви», буквально за полчаса.
Игорь показал Михаилу Шуфутинскому, Захарыч схватил и сказал, что будет петь…
https://vk.com/video-143684547_456246151
https://youtu.be/GOO-Mheku6c?si=ifv8jAnBNBxquIzK
2 сентября 2024 г.
Полный текст интервью на mediametrics.ru